Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Церковь Сретения Владимирской Богоматери в Нерехте

Церковь Сретения Владимирской Богоматери в Нерехте — церковь, построенная в 1685 году в Нерехте в связи с принесением на место её строительства чудотворного образа Владимирской Божией Матери. На строительство церкви царь Фёдор III Алексеевич выдал деньги из царской казны.

История храма

В 1634 году на месте, где в настоящее время стоит церковь, была основана Сретенская иноческая обитель. Холодная церковь Сретения Владимирской Богоматери была построена в 1685 году усердием ярославца Иоанна Аверкиева[1]. Её строительство связано с принесением в 1634 году из Ярославля на место строительства церкви чудотворного Владимирского образа Божией Матери. На её построение царь Федор Алексеевич, который в 1678 году прибыл в Нерехту для поклонения чудотворному образу, выдал из своей царской казны значительное количество денег[2]. На окончание строения в 1685 году царь Петр Алексеевич приказал выдать 250 рублей[3]. После закрытия монастыря в 1764 году Владимирская церковь была обращена в приходскую.

Придельная теплая церковь построена в 1833 году на средства неизвестных жертвователей. Церковь окружена каменной оградой. Престолов три: в холодном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери; в теплом — южный в честь Сретения Господня, а северный во имя архистратига Михаила. Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери Владимирской.

В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня разрушена, а чудотворная икона бесследно исчезла. Обнаружить ее удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквах Нерехты. В 2004 году храмовый комплекс Владимирской церкви был передан Костромской епархии, и чудотворный образ Нерехтской иконы Божией Матери был также возвращён в храм.

Росписи

В храме сохранилась клеевая стенопись 1775 года[4], отреставрированная в 1995—2006 годах Костромскими художниками-реставраторами под руководством А. Малафеева. О дате живописи свидетельствовала несохранившаяся надпись на откосе южного портала. Исполнение росписи приписывают ярославским мастерам Михаилу Алексеевичу Соплякову ‹со товарищи" или братьям Афанасию и Ивану Шустовым с артелью[5]. Вторая артель также восемью годами ранее, в 1767 году, сделала росписи в Богоявленской (Никольской) церкви, также в городе Нерехта.

Источники иконографии

Ряд композиций в росписи Владимирской церкви восходит к европейским гравированным образцам. Европейские издания Библии с гравюрами, подобные, например, Библии Пискатора, в XVII веке стали важным источником образов для иконописцев и других мастеров[6]. Однако стилистика прототипов в росписях Владимирской (Сретенской) церкви не воспроизводится.

Обширный цикл росписи, связанный с образом Владимирской Богоматери, основан на отечественных источниках иконографии. Они были слегка изменены при переводе из миниатюры в более крупный формат. Раздел, посвященный чудотворным нерехтским иконам, основан на местном «Сказании», созданном Иваном Аверкиевым в 1635 году[7]. Текст сказания воспроизведен в рукописном сборнике нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова «Рай мысленный», созданном в 1767 году.

Композиция

Стены и столбы храма разделены на пять ярусов росписи коврового типа. Внутри ярусов отсутствует разбивка на клейма, отдельные сцены очерчены архитектурными кулисами (аналогичное композиционное решение применено в Богоявленской (Никольской) церкви города Нерехта). Большое внимание уделено мелочному палатному письму. В местах, где не было пристенных и пристолпных икон, добавлен нижний шестой ярус.

В росписях выявляется рука двух знаменщиков. Первый больше внимания уделяет рисунку, динамике линий, четкости цветового ритма, построенного на контрасте синего, красного, белого и плотной зелени. Лики он моделирует по коричневому санкирю темной охрой с подрумянкой, оживляя их короткими белильными движками. Второй знаменщик работает над многофигурными сценами, вводит архитектурные мотивы, активно пользуясь гравюрами лицевых Библий. Он внимательно прорабатывает пейзаж. Для второго художника характерны приземистые пропорции фигур, их скованные движения. В композициях второго мастера яркий голубец контрастно сочетается с охрой, красный цвет замещен оранжевым. Исполненные этим мастером лики моделированы в двух оттенках охры с описями, без бликов в светах.

Разнообразие источников иконографии и стиля, отличия манер двух знаменщиков, придают стенописи Владимирского храма неоднородный характер. При этом общий декоративный подход к системе росписи и ее цветовому решению, как и единство в изображении архитектурных мотивов, сообщает всему ансамблю живописи органичную цельность. Заметно также значительное разнообразие в орнаментике полотенец и подзоров, а также в орнаментах между круглыми клеймами.

Распятие

На фресках Сретенской (Владимирской) церкви присутствует изображение Распятия. Сильно уменьшенная фигура распятого Христа смещена от центра композиции, его окружает множество фигур святых, расположенных в несколько рядов, на «ярусах» облаков. За происходящим сверху наблюдает Бог-Отец. От Бога-Отца вниз сходит Святой Дух. Таким образом, по вертикали можно выделить Троицу Новозаветную, и композиция эта заканчивается жертвенным престолом. В нижнем ряду, по вертикали, также можно выделить своеобразный Деисусный чин, в который входит и жертвенный престол, над которым находится распятие. Фоном для распятого Христа выступает достаточно подробно прорисованное здание — в этом можно увидеть четкое влияние нового художественного стиля, для которого характерно прорисовывание архитектуры, особенно ордерной.

Роспись трапезной

В куполе трапезной сохранилась роспись, выполненная не клеевыми красками, а уже маслом. Она выполнена живописцем из посада Большие Соли Н. И. Баженовым в 1914 году[8]. Круглая композиция «Троица Новозаветная с собором небесных сил» с круговым расположением фигур ангелов обрамлена лепным карнизом с модульонами. Живопись близка академической манере, отличается приглушенной цветовой гаммой с использованием полутонов. Над переходом из трапезной в храм имеются фрагменты клеевой росписи 1770-х годов.

Литература

1. Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев / отв. ред. Т. Л. Карпова. — М. : Государственная Третьяковская галерея, 2019. — 232 с. : ил.

2. Памятники архитектуры Костромской области / под ред. И. Ю. Кондратьева, Е. Г. Щеболева. — Вып. 11. Нерехта. Нерехтский район. — Кострома : Костромаиздат, 2009. — 311 с.

Примечания

[1] Памятники архитектуры Костромской области / под ред. И. Ю. Кондратьева, Е. Г. Щеболева. Вып. 11. Нерехта. Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 108.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 111.

[5] Там же.

[6] Подробнее см., например: Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев. М., 2019. 232 с.

[7] Памятники архитектуры Костромской области. С. 112.

[8] Там же. С. 112—113.