Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




02.03.2021


02.03.2021


02.03.2021


02.03.2021


02.03.2021





Яндекс.Метрика





         » » Высоцкий монастырь

Высоцкий монастырь

04.02.2021

Высоцкий монастырь — православный мужской монастырь XIV века в городе Серпухове, один из старейших на Руси и в Подмосковье. Он входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Центр паломничества к иконе «Неупиваемая Чаша» (почитается избавляющей от алкоголизма).

История

Летом 1373 года золотоордынские полки хана Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество, после чего возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича Храброго. Место древнего поселения было обнесено стеною, и было принято решение о строительстве монастыря. Строительство монастыря было частью программы по укреплению границ княжества и княжеской резиденции на Оке.

Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Впервые упоминается в Симеоновской летописи XV века:

Как управляющий городом Радонежем князь Владимир Храбрый обратился с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря к преподобному Сергию Радонежскому. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришли в Серпухов и выбрали место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено, и преподобный Сергий совершил на нём молитву. Для строительства обители Сергий по просьбе князя оставил своего ученика.

Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за строительство монастыря. Число насельников росло. В их числе появились достойные ученики, просиявших впоследствии своей святостью: Никон Радонежский (будущий приемник по настоятельству преподобного Сергия) и с 1375 года Афанасий Высоцкий младший. В монастыре стало бурно развиваться книгописание. Это направление благодаря Высоцкой обители, скоро приобрело значение центра Византизма на Руси.

Из Высоцкого монастыря происходит так называемый Высоцкий чин — деисусный чин, стиль которого, как считается, оказал некоторое влияние на иконописную манеру Андрея Рублёва. Сведения позднейших насельников монастыря о существовании там ещё во времена Дмитрия Донского каменного храма новейшими исследованиями не подтверждаются.

В сентябре 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход решил засадный полк, которым командовал серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым и Донским. По возвращению с битвы благоверный князь захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей и в их числе сорок бояр. Над братской могилой в память великой победы был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, а также каменная церковь-трапезная для братии в благодарность за молитвенный подвиг. Место погребения воинов можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.

Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана, прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В августе 1382 года хан Тохтамыш двинулся на Русь. Первый удар принял Серпухов и Высоцкий монастырь, которые были ограблены и разорены.

В 1387 году преподобный Афанасий Высоцкий старший вместе со святителем Киприаном отбыл в Царьград с целью списания богослужебных книг для Русской православной церкви, и вторым игуменом Высоцкого монастыря стал святой преподобный Афанасий Высоцкий младший, который ныне почитается как небесный покровитель Серпухова.

В 1395 году, по смерти Афанасия младшего, настоятельство перешло преподобному Никите, сроднику и ученику Сергия. Преподобный Никита успешно управлял обителью в течение 19 лет и имел, по упоминаниям Иосифа Волоцкого, сан архимандрита, который в те года присваивался настоятелям только наиболее значительных монастырей.

В 1408 году, после набега Едигея, монастырь вновь подвергся разорению, но благодаря стараниям Никиты был восстановлен.

Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Город и обитель часто подвергались нападению неприятелей, под монастырём часто устраивались смотры войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». Именитые лица часто передавали крупные денежные пожертвования, вотчины с пашнями и лесами, жертвовали редкие в то время богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее. В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевские храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

К середине XVI века к монастырю было приписано четыре погоста, 89 деревень, Высоцкий бор.

В 1542 году царь Иван Грозный дал грамоту, что за монастырём утверждались права суда над крестьянами в своих вотчинах, на добывание железной руды на монастырских землях, на охрану монастырских лесов от произвольной порубки.

В 1556, 1571 и 1574 годах обитель посещал царь Иван IV Васильевич Грозный.

Грамотой 1570 года с лавок монастырских крестьян не взимали пищальные деньги.

Весной 1571 года монастырь вновь разорил крымско-татарский хан Девлет-Гирей, грабя и оскверняя храмы.

Льготной грамотой 1572 года разорённый монастырь освобождался от уплаты налогов и податей на пять лет.

В феврале 1610 года монастырь сожжён был войсками польского полковника А. Млоцкого, затем снова восстановлен.

С воцарением на Русском престоле царя Михаила Фёдоровича Романова, для монастыря настало время благоденствия и возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. К концу XVII века на пожертвования Нарышкиных и других вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. Имелась богатейшая ризница и библиотека из редких книг. В 1627 и 1628 годах патриарх Московский Филарет пожертвовал книги, деревянный резной крест и деньги. Вкладчиками монастыря были землевладельцы Серпуховского и соседних уездов: князья и бояре Воратынские, Ахамашуковы-Черкасские, Засекины, Лобановы-Ростовские, Лыковы, Сонцовы, Патрикеевы, Тутолмины, Шишкины, Бутурлины, Воейковы и другие. На средства царского стольника князя О. В. Засекина в 1697 году устроен иконостас Покровского храма.

В 1647 году для обеспечения обороны от крымских ханов царь Алексей Михайлович повелел архимандриту Пафнутию поставить каменную ограду, дав на её сооружение 1000 рублей, и к концу XVII века монастырь обзавёлся каменной стеной с башнями.

В 1678 году к монастырю было приписано 400 дворов, и доход составлял 90 рублей. В 1700 году за ним числилось 379 дворов, в 1744 году приписано было 2963 крестьянина.

В XVII — начале XVIII века к монастырю приписаны были: Серпуховской Владычный монастырь, две часовни на реке Наре и Тульском тракте. В Москве на Пятницкой улице монастырь имел деревянное подворье. Монастырь владел обширными вотчинами: Заборье, Игумново, Борисово, Бутурлино, Гольцы, Нефедово, Собакино, Стромилово, Новинки, Ивановское, Паниково, Дракино, Мартьяново, Арнеево, Княгинино, а также мельница на Наре и другие.

Проезжая через Серпухов в XVIII веке, Андрей Болотов обратил особое внимание на эту обитель и на расположенный за Нарой Введенский Владычный монастырь:

Со второй половины XVIII века, при введении императрицей Екатериной II штатов для монастырей благосостояние обители стало падать. По указу 1764 года о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешёл на государственное содержание по штату и на пожертвования. К этому времени в монастыре проживали: архимандрит Иннокентий, 70 насельников, 57 человек приказных и разных служителей, 22 военных инвалида.

С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти: реставрировались старые храмы, строились новые. Поток паломников увеличился. В монастыре были открыты школа для мальчиков и больница.

Около 1840 года была сооружена трёхъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой располагался храм во имя Трёх Святителей и Учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил митрополит Московский Филарет.

В 1872 году была расширена Покровская церковь за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали.

В 1878 году в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия младшего был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, вместо старой деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных.

В 1896 году на средства фабриканта Николая Коншина по проекту архитектора Романа Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

В монастыре имелась богатейшая ризница, располагавшаяся в Зачатьевском соборе над Никольским храмом. Среди прочего там хранились две ризы, принадлежащие преподобному Сергию Радонежскому, покрывала и пелена, вышитые старинной русской вышивкой XVII века, более 20 напрестольных крестов — серебряных и вызолоченных, резных кипарисовых и др., различная церковная утварь, митры настоятелей обители. В обители имелись множество замечательных икон. Среди них выделялись семь икон знаменитого Высоцкого чина византийского письма, присланные из Константинополя в 1395 году преподобным Афанасием Высоцким старшим для иконостаса Зачатьевского собора, которые находились над Царскими вратами до 1920 года. Ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее.

Современная история

В ноябре 1918 года обитель заняла 4-я рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под стенами монастыря латышские красные стрелки расстреливали заподозренных в дезертирстве и пособничестве старой власти. После ухода Латышского полка часть монастыря отошла под лагерь для содержания пленных и заподозренных в сочувствии к царской власти. В небольшой части монастыря насельники вели церковные службы.

Летом 1924 года монастырь посетил патриарх Тихон, который совершил службы.

В 1928 году власти закрыли Высоцкий монастырь, за исключением Покровского собора, в котором, как в приходской церкви, совершались богослужения. Многие монахи в 1928—1931 годы были арестованы и отбывали наказания по различным лагерям.

В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность и был закрыт. Архитектурный ансамбль монастыря использовали как и другие бывшие монастыри. В течение 50 лет здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для скота. В это же время были разрушены три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс ветшал, и в нём были начаты ремонтные работы, в ходе которых в 1967 году был снесён «как не имеющий исторической и культурной ценности» храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (в настоящее время на его месте выстроено крытое крыльцо в древнерусском стиле с маковкой и крестом).

25 марта 1991 года Священный синод Русской православной церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Первые службы проходили в маленькой церкви во имя Трёх Святителей. Единственным храмом, пригодным для зимнего богослужения, оказался Никольский храм XVI века, используемый в советское время под пилораму.

В 1992 году начались работы по восстановлению Покровского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние. 9 июля 1993 года был освящён придел в честь Похвалы Пресвятой Богородице, 8 сентября 1994 года — главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября были обретены святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

25 сентября 1995 года, в день 600-летия со дня преставления преподобного Афанасия Высоцкого младшего, монастырь посетил патриарх Алексий II.

В начале 1996 года начались восстановительные работы в Сергиевом храме.

В 1998 году в отреставрированном корпусе была освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

С 2001 года начались восстановительные работы в храме во имя Всех святых. В послереволюционное время могилы в его усыпальнице были вскрыты и разграблены. Храм находился в аварийном состоянии.

Святыни монастыря

В Высоцкой обители собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими.

Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. В левой нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения.

В Покровском храме почивают также мощи второго игумена монастыря преподобного Афанасия Высоцкого младшего, от которых страждущие получают благодатную помощь. В этом же храме находится древний чудотворный образ XV века великомученика и Победоносца Георгия новгородского письма, сопровождавший в прошлом Серпуховское ополчение в военных походах. Икона «Николы Можайского» XIV века, «Николая чудотворца» XV века, а также иконы XVII века.

В обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до новомучеников Российских. Наиболее крупные частицы мощей хранятся в алтаре Покровского храма в особых ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частями мощей Сергия Радонежского. В обители имеются ковчеги с мощами: святой правоверной Анны (матери пресвятой Богородицы); апостолов Луки, Андрея Первозванного, Матфея, Марка и Фомы; Пантелеимона; Марии Магдалины; Иоанна Предтечи; Ростовских святителей: Авраамия, Исаии, Димитрия Ростовского; князей Александра Невского и Даниила Московского; царя Константина, князя Владимира; Николая Чудотворца; Василия Великого; великомученика Георгия; святых Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Ефрема Сирина; Германа Аляскинского (дар патриарха Алексия II); около 50 мощей Киево-Печерских угодников; Оптинских старцев и многих других угодников Божиих.

Хранятся части Древа Животворящего Креста Господня, часть Гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, хранящегося в музее Московского Кремля.

Личные вещи святого Иоанна Кронштадтского: потир, епитрахиль, требный крест и книга «Солнце правды» с его дарственной надписью.

Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагрённая кровью, когда от был избит разбойниками до полусмерти, и многое другое.

В обширном некрополе монастыря погребены представители известных дворянских родов, в частности, такие известные деятели, как первый русский канцлер Гаврила Головкин и мореплаватель и гидрограф Фёдор Соймонов, надгробие которого утрачено.

Настоятели

Список настоятелей Высоцкого монастыря
  • Афанасий Старший (1374—1382)
  • Афанасий Младший (1382—1395)
  • Никита (1395—1414)
  • Андроник
  • Александр
  • Савва
  • Евфимий
  • Иосиф
  • Пимен
  • Иосиф
  • Феодосий
  • Иона
  • Сергий
  • Иосиф
  • Тарасий
  • Алиппий
  • Тарасий
  • Геннадий
  • Фаддей
  • Игнатий (1468)
  • Маркелл
  • Мартирий
  • Лаврентий
  • Михаил
  • Илия
  • Михаил
  • Власий
  • Герасим
  • Борис
  • Геннадий
  • Спиридон
  • Иосиф
  • Евсевий
  • Дионисий
  • Иона
  • Антоний
  • Киприан (1542)
  • Паисий (1551)
  • Агапит (1571)
  • Иосиф Чудовской (1576)
  • Кирилл,
  • Паисий,
  • Феодосий (1601),
  • Александр,
  • Иосиф (1614—1618)
  • Иосиф
  • Иона (1621)
  • Антоний (1624—1632)
  • Дионисий
  • Иов
  • Леонид (1652)
  • Пафнутий (1657)
  • Герасим
  • Зосим (1660)
  • Иосиф (1686)
  • Герасим (1702—1737)
  • Макарий (1737—1743)
  • Иосиф (Корнилов) (1743—1761)
  • Иннокентий (1761—1778)
  • Геннадий (1778—1789)
  • Стефан (1789—1792)
  • Иосиф (1792—1798)
  • Ананий (1798—1802)
  • Мельхиседек (1802—1814)
  • Неофит (1814—1815)
  • Дамаскин (Россов) (1815—1816)
  • Гермоген (1816—1817)
  • Вениамин (1817—1818)
  • Феоктист (1818—1820)
  • Гавриил (1820—1821)
  • Амвросий (1821—1827)
  • Арсений (1827—1828)
  • Амвросий (1828—1842)
  • Мельхиседек (1842—1850)
  • Евстафий (1850—1851)
  • Гедеон (1851—1852)
  • Сергий (1852—1861)
  • Константин (1861—1870)
  • Мелетий I (1870—1879)
  • Мелетий II (1879—1881)
  • Иннокентий (1881—1896)
  • Тихон (1896-?)
  • Пантелеимон (?-1928)
  • Иосиф (Балабанов) (1991—1999)
  • Кирилл (Костиков) (1999—2011)
  • Роман (Гаврилов) (с 2011)

Храмы

  • Зачатьевский собор, постройка времён Бориса Годунова на высоком подклете с опоясывающей открытой двухъярусной галереей (гульбищем) и пятью крупными главами. Своды и купола переложены в 1697 году на средства Л. К. Нарышкина. Первоначальная роспись практически не сохранилась за записями 1800 и 1899 годов.
  • Трапезный одноглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII века на подвалах XVI века), с обширным северным приделом Похвалы Пресвятой Богородицы (1872—78), в 1834 году обновлён и перестроен, в советское время обезглавлен, отремонтирован в 1990-е годы.
  • Церковь Сергия Радонежского, небольшая трёхэтажная пристройка к собору, заменившая собой в конце XVII века Никольский придел.
  • Колокольня с надвратным храмом Трех Святителей (1831—40, архитектор Д. Ф. Борисов)
  • Храм Всех Святых (1896), выстроенный в псевдорусском стиле по проекту Р. Клейна на средства Н. Н. Коншина — родовая усыпальница Коншиных.
  • В паломническом корпусе оборудована церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • В настоятельском корпусе действует церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
  • Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского снесена в 1967 году.

У монастыря с 1853 года имеется подворье на бывшем Тульском тракте — часовня Иверской Богоматери.

  • Высоцкий монастырь в 1905 году

  • Общий вид в 2008 году

  • Стена и башня монастыря