Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





CANT Z.501 Gabbiano

КАНТ Ц.501 «Чайка» (итал. CANT Z.501 «Gabbiano») — итальянский гидросамолёт времен Второй мировой войны. Разработан конструкторами фирмы CRDA под руководством Филиппо Цаппата.

История

В начале 1930-х годов командование Королевских ВМС Италии распорядилось начать разработку летающей лодки для замены старой модели Savoia-Marchetti S.78. Работа была поручена фирме CANT и авиационному конструктору Филиппо Цапатто, который имел большой опыт, ранее стажируясь и работая во французской авиастроительной фирме Bleriot.

В 1934 году новый гидроплан Z.501 Gabbiano (Чайка) был представлен. Это был моноплан-парасоль деревянной конструкции с однокилевым оперением. Фюзеляж лодки двухреданый. Кабина пилотов располагалась перед передней кромкой крыла. В носовой части находилось место наблюдателя и стрелка. Второй стрелок располагался на мотогондоле, третий за крылом. В качестве стрелкового вооружения выступали пулемёты Lewis. Самолёт оснащался одним рядным двигателем Isotta Fraschini «Asso» 750R мощностью 750 л. с. и трёхлопастным винтом постоянного шага. Экипаж составлял 5 человек, бомбовая нагрузка до 640 кг.

Испытания начались в марте 1934 года и проходили более полугода. Опытную машину фирма CANT решила прорекламировать в целях поиска возможных иностранных покупателей. Самолёт пролетел 4130 км через Турцию, СССР, Грецию, Румынию и Болгарию. Гидропланом заинтересовались румыны, которые закупили 12 единиц для своего флота и позже во время Второй мировой войны патрулировали акваторию Чёрного моря. Кроме того, некоторое количество гидропланов было передано франкистам во время гражданской войны в Испании, а также использовались авиационной группой Aviazione Legionaria, входившей в состав итальянского экспедиционного корпуса.

С 1935 года развернулось массовое производство Z.501. Часть серийных машин комплектовалась двигателями «Asso» XI RC-15, развивавшие мощность 900 л. с., вместо пулемётов Lewis устанавливались итальянские Breda-SAFAT. Производство самолёта осуществлялось фирмами CANT и Aeronautica Sicula, расположенной на Сицилии.

К 1939 году Королевские ВВС Италии располагали более 200 Z.501. После начала Второй мировой войны в жёстких боевых условиях выяснились все недостатки «Чайки». Медлительный и маломанёвренный гидроплан мог стать лёгкой целью для любого вражеского истребителя. Только к концу 1940 года итальянцы потеряли 62 машины этого типа. Тем не менее, нехватка современных самолётов и большое количество стратегических морских портов в стране заставили итальянцев использовать этот тип самолёта до конца войны.

Как и многие другие типы военной техники и вооружения, после капитуляции итальянцев в сентябре 1943 года Z.501 достались немцам, которые часть летающих лодок передали ВВС Итальянской социальной республики. К 1943 году на «Чайки» была возложена миссия по поисково-спасательным работам на море. Постепенно число «Чаек» сокращалось. К 1944 году их оставалось не более двух десятков. После войны их использование продолжалось до 1950 года.

Страны-эксплуатанты

  • Италия
  • Италия
  • Испания
  • Румыния

Технические характеристики

  • Длина — 14,95 м
  • Размах крыла — 22,50 м
  • Площадь крыла — 62,00 м.кв.
  • Высота — 4,43 м
  • Вес пустого — 3850 кг
  • Вес взлётный (vмакс.) — 7035 кг
  • Скорость максимальная — 275 кмч
  • Скорость крейсерская — 196 кмч
  • Скороподъёмность (время набора высоты) — 225 ммин
  • Дальность — 2600 км
  • Потолок — 7000 метров
  • Экипаж — 4—5 человек
  • Двигатель — один звездообразный Isotta Fraschini «Asso» XI (750R), мощностью 750 л. с.
  • Вооружение — три оборонительных 7,7-мм пулемёта Breda-SAFAT
  • Бомбовая нагрузка — до 640 кг бомб