Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Марш-бросок на Приштину

Марш-бросок на Приштину — операция по переброске сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово и Метохия), проведённая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.

На Западе операция известна как Инцидент в Приштине (Приштинский инцидент).

Предыстория

После начала военных действий между Югославской армией и Армией освобождения Косова Запад обвинил сербские власти в этнических чистках. После инцидента в Рачаке блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, главным образом населённой албанцами. Югославия не выполнила условий ультиматума. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию в отношении Югославии, продолжавшуюся с марта по июнь.

В ходе операции авиация НАТО осуществляла бомбардировку стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. На 12 июня был запланирован ввод сухопутных войск НАТО со стороны Македонии. Главным стратегическим объектом, подлежащим захвату в первую очередь, стал международный аэропорт «Слатина», расположенный в 15 км к юго-востоку от города Приштина, — единственный аэропорт со взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

Россия с самого начала бомбардировок Югославии пыталась политическим способом противостоять странам организации Североатлантического договора.

Подготовка к марш-броску на Приштину

Согласно позиции России, для обозначения своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Минобороны России и Министерства иностранных дел России, с согласия президента России Бориса Ельцина, было принято решение о занятии аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косова и Метохии российского миротворческого контингента.

На собрании у первого заместителя МИД России Александра Авдеева заключили:

В разработке плана, кроме Авдеева, участвовали: заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России А. Н. Алексеев, военный атташе в Белграде генерал Евгений Бармянцев, генерал-лейтенант Виктор Заварзин, офицеры ГОУ и ГРУ Генштаба, и другие военные.

В то же время, как в МИД (в первую очередь в лице специального представителя президента России по урегулированию ситуации вокруг СРЮ Виктора Черномырдина), так и в Генштабе (начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин и др.) были и противники проведения этой операции, опасавшиеся конфронтации с США и их союзниками, так как переброска российского батальона шла вразрез с военными планами НАТО и могла привести к началу полномасштабной войны. Ввиду этого план по занятию аэропорта приходилось разрабатывать в тайне и от многих российских военных и политиков.

По словам Леонида Ивашова, в тот период занимавшего должность начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, о готовящейся операции не знали не только в министерстве иностранных дел. В Генштабе, министерстве обороны, воздушно-десантных войсках об этом знали буквально единицы. А в полном объёме обо всей операции, включая военно-дипломатическое прикрытие, знали всего шесть человек. Даже президенту Ельцину была предоставлена аналитическая записка с обобщёнными предложениями, а не конкретными действиями по занятию аэропорта.

В случае нападения на российских десантников со стороны сил НАТО планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косова, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, вплоть до дивизии. По мнению генерала Л. Ивашова, такое развитие событий было бы изначально обречено на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции.

В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии, взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил российского контингента.

Поставленная задача была выполнена, и группа Евкурова, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены.

10 июня 1999 года военная операция НАТО завершилась. Согласно резолюции СБ ООН 1244 в Косово вводились миротворческие силы НАТО.

Установление контроля над аэродромом «Слатина» и ввод в Косово миротворческих сил НАТО были запланированы на 12 июня. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня.

10 июня российскому миротворческому контингенту KFOR (подразделения ВДВ России), находившемуся в Боснии и Герцеговине, поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек.

Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав (кроме командования), который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать.

Начало операции

11 июня в 4:00 (по другим сведениям, готовность к началу движения была назначена на 5 часов утра, а начали движение в 11 часов) передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Командовали старший оперативной группы Воздушно-десантных войск России в Боснии и Герцеговине генерал-майор Валерий Рыбкин и комбат полковник Сергей Павлов. На территории Сербии к колонне присоединился назначенный от Генштаба генерал-лейтенант Заварзин. Шли быстро — под 80 км/ч. Колонна без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR». Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода сил НАТО. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги.

Начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин по командно-штабной связи боснийской бригады приказал Виктору Заварзину немедленно развернуть батальон в обратном направлении. Заварзин, в свою очередь, сообщил об этом начальнику ГУ МВС Минобороны России генерал-лейтенанту Леониду Ивашову. Последний напомнил ему, что «решение на ввод батальона принял Верховный Главнокомандующий — Президент России, а приказ о нём отдал министр обороны <…> Следовательно, никаких разворотов и остановок — только вперёд». Чтобы уберечь Заварзина от новых несанкционированных приказов, Ивашов предложил ему на время выключить мобильный телефон. Вскоре Квашнин попытался вновь передать приказ об остановке батальона через штаб бригады (в командно-штабной машине находилась своя аппаратура связи), однако Заварзин, взяв всю ответственность на себя, продолжал движение дальше.

Когда почти через сутки батальон вышел к границе с Косово, он, как и было предусмотрено, притормозил и 12 июня ночью пересёк административную границу Сербии с Косово только после того, как спецподразделения НАТО (разведки, связи и другие) пересекли границу Македонии с Косово. К этому времени о выдвижении российских десантников в Брюсселе уже знали.

Движение колонны российских войск по Югославии было встречено местным населением неоднозначно. Во время прохождения по территории Сербии, в том числе и территории Косова, население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки, в связи чем движение колонны незначительно замедлялось. Однако, позже уже в самом Косово начались противостояния со сторонниками независимости региона.

Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу за Приштиной колонна въехала в Косово Поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии (бомбардировщики и танки) покидали аэропорт и ушли через 20 минут.

Прямую трансляцию о вводе российского батальона в Приштину вела телекомпания CNN.

Прибытие британской бронетанковой колонны

12 июня 1999 года около 11:00 в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки Chieftain.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив:

Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь.

Однако генерал не понял его слов. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кроме того, Блант рассказывал:

«Около 200 русских расположились на аэродроме… Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например, „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».

Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолётами. Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром?». Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев.

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Однако Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО.

По словам начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России в 1996—2001 годах генерала-полковника Леонида Ивашова, планировалось ввести три батальона:

  • Один должен был идти в город Косовска-Митровицу на севере Косово и обозначить наш сектор. Но Венгрия и Румыния не разрешили пролёт через своё воздушное пространство, поэтому батальон, который должен был идти на Митровицу, повернул на Приштину.
  • Второй хотели десантировать на аэродром в Приштине.
  • Третий в качестве резерва должен был высадиться на сербской территории у города Ниш.

Переговоры и консенсус

В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны проходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, подконтрольных Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооружённых сил и других нужд.

В течение июня — июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием. Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей — «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), «Цезарь Куников» (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш в Косово через территорию Македонии.

Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.

Итоги

Операция стала полной неожиданностью для НАТО. Марш-бросок на Приштину позволил Москве добиться размещения своих миротворцев на севере Косова. Историческое значение этой военной операции весьма велико — наряду со знаменитым разворотом 24 марта 1999 года Евгения Примакова над Атлантикой в знак протеста против начала бомбардировок Югославии он обозначил начало перехода России к самостоятельной внешней политике.

В результате операции Россия получила четыре зоны ответственности в автономном крае Косово, в которых, в отличие от зон ответственности западных держав, сербы чувствовали себя в безопасности. Миротворцы из России находились в Косове вплоть до 2003 года, когда российский контингент (650 военнослужащих) был выведен из Косова, а его имущество безвозмездно передано командованию миротворческих сил, взамен прибыли милицейские формирования из России.

Награда

Участники «броска на Приштину» и лица, участвовавшие в его подготовке, были награждены специально учреждённой медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния — Косово».

Отражение в культуре

Маршу-броску посвящена композиция «Песня „Косовского батальона“», написанная участниками событий (музыка Д. Зубатенко, слова С. Березовского).

Событиям, связанным с марш-броском на Приштину, посвящены художественный фильм «Балканский рубеж» (2019), одноимённый роман Ивана Наумова и мини-сериал «Батальон» (2018).