Воздухоплавательный парк — железнодорожный дромоним, по названию Воздухоплавательной команды и приданного ей учебного воздухоплавательного парка, созданных в 1885 году на южной окраине Петербурга. Может относиться к действующим либо историческим остановочным пунктам, расположенным по соседству на двух взаимно пересекающихся железнодорожных направлениях:
- действующая станция Витебской линии Октябрьской железной дороги по ходу бывших Царскосельской и Московско-Виндаво-Рыбинской железных дорог с севера на юг
- упразднённый путевой пост и служебная платформа на параллельно идущих Соединительной линии Николаевской железной дороги и Путиловской ветви (в составе петербургского железнодорожного узла) по ходу названных линий с востока на запад.
История
Впервые «Платформа Учебного-Воздухоплавательного парка», как название официального остановочного пункта, включена в «Сборник тарифов № 890 от 25 октября 1897 года , тариф № 6327».
С 1900 года начинаются работы по перешивке первой железной дороги страны Царскосельской железной дороги на стандартную русскую колею, с последующим включением её хозяйства в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проложенной параллельно ей от Царскосельского вокзала. Поскольку первая, «царская» дорога имела чисто рекреативное назначение и не предусматривала систематическое осуществление коммерческих товарных перевозок, позднейшая Виндаво-Рыбинская дорога в начале своего появления оказалась лишена полноценных территорий для развёртывания товарной, сортировочной станции и депо.
Новые территории для развития дороги и путевого хозяйства были предоставлены только в начале XX века, за счёт частичного отчуждения земель военного ведомства в районе Ракетного полигона и Учебно-Воздухоплавательного парка. Благодаря этому удалось в северной части начать строительство товарной станции, а в восточной части приступить к строительству депо и сортировочной станции.
Состояние на 1884 год: Соединительная линия между Черниговской улицей и Волковой деревней имеет изгиб к северуНовый ход линии был открыт 14 августа 1904 года. Платформа «Воздухоплавательный парк», сооружённая по ходу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в дальнейшем стала использоваться и в пассажирских перевозках, в то время как одноимённая платформа на перпендикулярном ходу приобрела функции путевого поста на западном разветвлении Путиловской и Соединительной ветви (аналогичную функцию на восточном разветвлении этих параллельно идущих линий выполнял открытый в 1900 году Волковский пост).
Состояние на 1912 год: Соединительная линия спрямлена и появились две платформы «Воздухоплавательный парк»Платформа в культуре
- Воздухоплавательному парку посвящена одноименная песня Александра Кушнера (1962 г.)
- Действие рассказа Михаила Зощенко «Об уважении к людям» происходит на платформе
- Существует песня Александра Городницкого «Воздухоплавательный парк» («Куда, петербургские жители…»)
Фото
- Фотография платформы 1
- Фотография платформы 2