Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.11.2022


21.11.2022


19.11.2022


16.11.2022


15.11.2022





Яндекс.Метрика





Салафия

01.10.2022

Салафия (араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — движение в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как «бида» все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

К салафитам причисляются, например, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймия, идеологи ассоциации «Братья-мусульмане». В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество». Их также называют «мусульманскими пуританами».

Салафия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне» в интерпретации шариатских положений.

Основные догматы салафитов

Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бида). Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Критикуют суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов. Также салафитскому течению свойственна критика таклида — как отрицание необходимости следовать какой-либо определённой исламской школе или ученому. Считается, что мусульманин не должен ограничиваться одной правовой школой, а должен стараться выбрать то мнение, которое подкреплено наиболее сильным доводом.

Салафиты утверждают запретность паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мёртвым, считают нежелательным и порицаемым отмечать день рождения пророка Мухаммада. Взывание к пророку Мухаммаду или другим пророкам и праведникам ислама считается одним из проявлений ширка (многобожие).

Ни один посланник, будь то пророк Мухаммад, (ﷺ), или кто-либо из предыдущих пророков, не разрешал людям взывать к ангелам, пророкам и праведникам или просить их о заступничестве. Взывать к ним нельзя, если они уже умерли или отсутствуют рядом. <…> Так не поступали ни сподвижники, ни их верные последователи. Такое поведение не одобрял ни один из мусульманских имамов — ни четыре имама (Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль), ни кто-либо другой. Кроме того, ни один из имамов не говорил, что во время хаджа или в другое время мусульманам следует встать возле могилы Пророка, (ﷺ), и просить его заступиться за мусульман или помолиться за его общину.

Ибн Таймия. Аль-Каида аль-Джалиля. — С. 19—20.

Любое политическое разделение исламской общины или гражданская война рассматриваются как раскольничество, нарушение исламского единства. Разногласия среди мусульман считается порицаемым явлением, исключением являются второстепенные вопросы фикха, в которых могут присутствовать приемлемые разногласия между муджтахидами. Главным и единственным способом разрешения разногласий у салафитов является «возвращение» к Корану и сунне Мухаммада.

Салафитские улемы

XVIII—XIX век

  • Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
    • Хусейн ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
    • Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
    • Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
    • Али ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
  • Хусейн ибн Ганнам — богослов, автор летописи «История Неджда, называемая садом мыслей и понятий» («Тарих Наджд аль-мусамма раудат аль-афкар валь-афхам»).
  • Усман ибн Абдуллах ибн Бишр (ум. в 1871 или 1872 году) — известный богослов оазиса Шакра в провинции аль-Вашм, автор летописи «Символ славы в истории Неджда» (’Унуан аль-маджд фи тарих Наджд).
  • Мухаммад аш-Шаукани (ум. в 1834 или 1835 году) — йеменский богослов, зейдит.
  • Ахмад ибн Мушарраф (1810—1868) — аравийский поэт.

XX—XXI век

  • Абдуррахман ибн Насир ас-Саади — саудовский толкователь Корана и правовед.
  • Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх — первый Верховный муфтий Саудовской Аравии.
  • Абдуль-Азиз ибн Баз — Верховный муфтий Саудовской Аравии, преемник Мухаммада ибн Ибрахима.
  • Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх — Верховный муфтий Саудовской Аравии, преемник Ибн База.
  • Насируддин аль-Албани — хадисовед родом из Албании.
  • Абдуль-Кадир аль-Арнаут — хадисовед родом из Албании.
  • Мукбиль ибн Хади — хадисовед из Йемена.
  • Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин — правовед-факих из Саудовской Аравии.
  • Абдурраззак Афифи — египетско-саудовский улем.
  • Салих аль-Фаузан — саудовский исламский богослов и учёный-правовед.
  • Раби аль-Мадхали — современный салафитский богослов.
  • Салих Аль аш-Шейх — саудовский богослов-салафит; министр по делам ислама, вакуфов, призыва и наставления Саудовской Аравии.

Салафия и ваххабизм

Часть последователей салафизма иногда называют также ваххабитами, но сами салафиты обычно считают такое название некорректным и дерогативным.