Швартовка (от нидерл. zwaartouw; sjortouw — «швартóв», от zwaar — «тяжёлый» и touw — «трос») — процесс подхода судна и его крепления к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производят с помощью синтетических или стальных тросов, называемых «швартовными концами». Для швартовки команда судна должна принять решение о способе таковой и выполнить несколько последовательных манёвров.
Способы швартовки:
- Кормой — крепят парой кормовых швартовов к причалу и носовым швартовом за буй (или отдают якорь)
- Носом — носовым швартовом к причалу и парой кормовых швартовов за пару буёв
- «Лагом» — бортом к причалу (или ошвартованному судну) — парой носовых швартовов к причалу и парой кормовых швартовов к причалу
Необходимые манёвры:
- Выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала
- Подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении
- Подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может быть задействован буксир)
- Удержание на месте на время подачи швартовов
- Подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в том числе ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна)
Способ швартовки выбирают, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и прочего. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений, борта снабжают мягкими кранцами.
В книге узлов Эшли описаны иные виды швартовок, отличающиеся от показанной выше схемы на рисунке.
Галерея
-
Подход судна к выбранному месту швартовки
-
Подготовка к швартовке с помощью буксира
-
Подача швартовного конца
-
Подбор поданного швартовного конца
-
Подтягивание судна к месту швартовки
-
Выборка слабины швартовного конца
-
Надёжное закрепление швартовов
-
Варианты швартовки к причальной стенке и пирсу
-
Варианты швартовки к пирсу
-
Использование кранцев
-
Пришвартованное круизное судно
-
Швартовые носовые концы