Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





105-я истребительная авиационная дивизия ПВО

105-я истребительная авиационная дивизия ПВО (105-я иад ПВО) — авиационное соединение ПВО Вооружённых Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

История наименований

  • 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО
  • 105-я истребительная авиационная дивизия

История и боевой путь дивизии

105-я истребительная авиационная дивизия ПВО сформирована 10 декабря 1941 года Приказом НКО СССР.

С мая 1942 года дивизия обороняла от воздушного противника города Ростов-на-Дону, Батайск, Купянск, железнодорожные узлы и коммуникации. В июле 1942 года дивизия, базируясь в непосредственной близости от фронта, вела непрерывные воздушные бои, отражала массированные налёты авиации противника на обороняемые пункты, прикрывала переправы через реку Дон и отходящие войска. Только в июле части дивизии уничтожили 60 вражеских самолётов (свои потери составили 36 самолётов и 15 лётчиков). После оставления нашими войсками Ростова-на-Дону 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО выполняла задачу противовоздушной обороны городов Грозный, Орджоникидзе, Махачкала, железнодорожных узлов, мостов, перегонов в границах Грозненского дивизионного района ПВО.

С февраля 1943 года после освобождения Ростова-на-Дону части дивизии вновь выполняли задачи по прикрытию этого города, железнодорожных узлов Ростов-на-Дону и Батайск, Армавир, Кропоткин, Краснодар, Лихая и Каменская, переправ через Дон и Северский Донец, железнодорожные перегоны на радиус действия истребителей.

Дивизия участвовала в битве в небе Кубани. В это время войска Северо—Кавказского фронта проводили наступательные операции по освобождению Таманского полуострова. 25 марта, отражая налёт 150 вражеских самолётов на Батайск, лётчики 234-го полка капитаны Я. И. Верников и Н. К. Дураков смело вступили в бой с 5 истребителями противника и сбили 4 из них. 27 марта 5 истребителей И-16 из 266-го иап ПВО ведомые майором А. А. Гончаренко, встретили на подступах к Батайску 9 бомбардировщиков и вступили с ними в бой. Первую атаку они произвели на встречных курсах. Все истребители по команде ведущего выпустили реактивные снаряды, которые разорвались перед боевым порядком бомбардировщиков. Бомбардировщики, не дойдя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и стали уходить обратно. Наши лётчики, преследуя их, произвели несколько атак и сбили 3 самолёта. В бою отличился старший лейтенант М. Д. Быков, сбивший 2 самолёта.

Отражая налёт 9 мая, лётчики дивизии произвели 93 самолёто-вылет и сбили 40 самолётов (35 бомбардировщиков и 5 истребителей). При этом отличился майор А. А. Гончаренко, сделавший за день 3 боевых вылета и сбивший 3 самолёта. Лейтенант А. Е. Санников, капитан Г. И. Садовкин, старший лейтенант Ф. И. Перепелица уничтожили в этот день по 2 самолёта противника. Зенитная артиллерия в этом бою сбила только 3 самолёта. Именно в этот день, 9 мая 1943 года, одержаны первые известные воздушные победы 961-го истребительного авиационного полка ПВО в Отечественной войне: в интенсивных воздушных боях в районах Батайск, Усть-Койсуг и Нижне-Гниловская летчики полка сбили 15 немецких бомбардировщиков: 11 Ju-87, 3 He-111 и 1 Ju-88

24 мая 1943 года противник произвёл последний массированный налёт на Батайск, в котором участвовало до 70 бомбардировщиков и 20 истребителей. На этот раз бомбардировщики шли двумя эшелонами с северо-западного и юго-западного направлений. Разрыв по времени между эшелонами составлял 15-20 минут. Первый эшелон противника был обнаружен в 7 часов 39 минут. Командир 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО полковник Л. Г. Рыбкин имел в своём распоряжении 44 истребителя. Он решил нанести удар всеми силами сначала по первому эшелону, а затем по второму. В ударную группу он выделил 33 истребителя, в прикрывающую — 7 истребителей и в группу поддержки — 4 истребителя. В результате боя 24 мая наши истребители сбили 11 и подбили 13 самолётов. В последующие месяцы немецкая авиация большой активности в границах Ростовского района ПВО не проявляла.

За время своего существования лётчиками дивизии было произведено 9345 самолёто-вылетов, сбито в воздушных боях 248 и уничтожено на аэродромах 16 самолётов противника, при нанесении штурмовых ударов уничтожено 7 танков, 8 бронемашин, 28 автомашин, много другой техники и живой силы врага.

105-я истребительная авиационная дивизия ПВО 9 июля 1943 года на основании Приказа НКО № 0091 от 5 июня 1943 года преобразована в 10-й истребительный авиационный корпус ПВО.

В составе действующей армии дивизия находилась с 10 декабря 1941 года по 9 июля 1943 года.

Командиры дивизии

В составе объединений

Части и отдельные подразделения дивизии

За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения, в различное время в её состав входили полки:

Участие в операциях и битвах

  • ПВО Южного фронта
  • ПВО Сталинградского военного округа
  • ПВО Северо-Кавказского фронта
  • ПВО Северо-Кавказского военного округа
  • ПВО Закавказского фронта
  • Воздушные сражения на Кубани

Герои Советского Союза

  • Агеев Пётр Григорьевич, старший лейтенант, командир звена 182-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Ростовского дивизионного района ПВО 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 809.
  • Коблов Сергей Константинович, старший лейтенант, командир звена 182-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Ростовского дивизионного района ПВО 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 701.
  • Усков Василий Михайлович, капитан, командир эскадрильи 234-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО Ростовского дивизионного района ПВО 14 февраля 1943 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 811.

Итого боевой деятельности