Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




05.08.2022


01.08.2022


01.08.2022


01.08.2022


30.07.2022





Яндекс.Метрика





Император Николай I (броненосец)

28.06.2022

«Император Николай I» («Ики») — эскадренный броненосец Балтийского флота. Участвовал в Цусимском сражении в качестве флагманского корабля 3-й Тихоокеанской эскадры.

Заказан Обществу Франко-Русских Заводов в 1885 году. Представлял собой улучшенный тип «Император Александр II» — с башенной установкой, изменёнными ютом и расположением шлюпок и катеров. Заложен в июне 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введён в строй в апреле 1891 года.

Постройка

Схема броненосца

Строитель корабельный инженер П. А. Титов. Наблюдающий за постройкой старший судостроитель Н. Е. Кутейников. Корабельные инженеры А. Н. Крылов, Е. А. Введенский, Н. П. Хомяков и П. И. Боков.

По инициативе П. А. Титова броненосец строился без рыбин; вместо них использовались днищевые и палубные стрингеры.

Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Однако в 1888 году Великий Князь Алексей Александрович приказал заменить 305мм/35 на 305мм/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще. В 1888 году МТК по инициативе наблюдающего Н. Е. Кутейникова решил заменить носовую барбетную установку закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 тонн.

Строительство броненосца окончилось скандалом. Установленные механизмы не вышли на проектную мощность, а как следствие не была достигнута и проектная скорость.

Служба в российском флоте

Экипаж Императора Николая I в Тулоне, Франция (1893)
  • 1893 — Пересёк Атлантику и участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки, проходивших в Нью-Йорке.
  • Служба в Средиземном море. Корабль посетил французский флот с русской эскадры в Тулоне в октябре 1893 в рамках франко-русского союза. Командовал Капитан Рихард Романович Диккер (1847—1939).
  • 1895—1896 — Совершил поход на Дальний Восток под флагом контр-адмирала Макарова .
  • 1897—1898 — В составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите. Во время обострения Критского кризиса и начавшейся резни христиан на Крите 24—25 января 1897 года участвовал совместно с рядом кораблей других Великих держав в спасении греческого населения с Крита, доставив на своём борту в материковую Грецию около 1 500 мирных жителей (совместно с канонерской лодкой «Запорожец»).
  • 1898—1900 — Капитальный ремонт, скорость возросла до 16,85 узлов.
  • 1901 — Служба в Средиземном море.
  • 1902 — Прибыл на Балтику.
  • 1902 — Изменён состав малокалиберной артиллерии, боевые марсы опущены ниже, добавлены две прожекторные площадки.
  • 1904 — Срезан ют, на его месте установили одно 152-мм орудие длиной 45 калибров и шесть 47-мм орудий.
  • 3 февраля 1905 — Флагманский корабль Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова. Кораблём командует капитан 1-го ранга В. В. Смирнов.
  • 14 мая 1905 — Участвовал в Цусимском сражении. Серьёзных повреждений не получил (за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Нанёс повреждения японским броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».
  • 15 мая 1905 — В 10 часов утра сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова.
  • 13 сентября 1905 — Исключён из списков российского флота.

Служба в японском флоте

23 мая 1905 — Включён в состав флота. После быстрого ремонта и покраски броненосец вместе с «Мисима» и «Окиносима» поддерживал свои войска у о. Сахалин, а после войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля.

В 1910 году прошёл модернизацию и переклассифицирован в броненосец береговой обороны (по некоторым данным, тогда же его старые пушки ГК заменили японскими 305-мм с длиной ствола 40 клб). Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Экипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активного участия в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.

В октябре 1915 года потоплен как мишень линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй».

Оценка проекта

На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооружённой правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищён от осколков фугасных и полубронебойных снарядов).

Было несколько проектов его перевооружения. Однако во время ремонта и модернизации особое внимание было уделено механизмам. «Император Николай I» стал едва ли единственном кораблём российского флота, чьи ходовые характеристики были лучше изначальных.

Что касательно артиллерии, то реализовано было лишь одно: установка ничего не дающего современного 6" орудия с длиной ствола 45 калибров над адмиральской каютой, а также нескольких орудий малого калибра. В результате боевое значение его в русско-японскую войну было весьма минимально, что во многом способствовало цусимской трагедии.

Повреждения, нанесённые броненосцем японским крейсерам — не столько заслуга его комендоров, сколько неопытности и тактической безграмотности японских командиров, которые в погоне за зоной обстрела флагмана русской эскадры сблизились с устаревшими кораблями эскадры Небогатова.

Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая устаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьёзные повреждения японцам (пробитие брони башни 12" орудий на эскадренном броненосце «Фудзи», а также пробитие брони и повреждение рулевого управления на броненосном крейсере «Асама») в Цусимском сражении.

Командиры

  • ??.??.1888—??.??.1892 капитан 1-го ранга Я. А. Гильтебрандт
  • 01.01.1895—??.??.1899 капитан 1-го ранга Д. Г. фон Фелькерзам
  • 29.01.1901—06.12.1903 капитан 1-го ранга М. Г. Невинский

Изображения

  • Броненосец «Император Николай I». Чифу, весна 1895 г.

  • Броненосец «Император Николай I» (под флагом контр-адмирала С.О.Макарова). Чифу, апрель 1895 г.

  • Броненосец во время докования в Гонконге, конец 1895 года.