Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





ЭТ2М

ЭТ2М (Электропоезд Торжокский 2-й тип, Модернизированный) — серия электропоездов постоянного тока, строившихся с 1999 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе.

Общее заводское обозначение можно записать как 62-4160<в/и>, где вместо <в/и> указываются буквы, добавленные к обозначению ЭТ2 для определённой модификации (варианта и/или исполнения); например, модель 62-4160ЭМ (для электропоезда ЭТ2ЭМ). Эти же буквы добавляются и в заводские обозначения вагонов:

  • прицепной головной вагон (Пг) — 62-4161<в/и>;
  • моторный промежуточный вагон (Мп) — 62-4162<в/и>;
  • прицепной промежуточный вагон (Пп) — 62-4163<в/и>.

Общие сведения

Отличия от базового варианта

ЭТ2-013 (состав поздних выпусков) ЭТ2М-094 на перегоне Лигово — Броневая

Основой при создании электропоезда ЭТ2М послужил электропоезд ЭТ2. Первый электропоезд ЭТ2М (№ 028) был построен в августе 1999 года и поступил в депо Нижний Тагил Свердловской железной дороги. По внешнему виду данный электропоезд ничем не отличается от ЭТ2 последних выпусков (ЭТ2-011 и далее).

Поезда ЭТ2М с № 029 уже получили некоторые отличия в форме кабины машиниста. Во-первых, стенка под лобовыми стёклами (на которой расположены буферные фонари) расположена под другим углом наклона (на предыдущих составах имеется наклон в обратную сторону). Во-вторых, исчезло скругление лобовой части (оба лобовых стекла расположены в одной плоскости). В-третьих, изменилась конструкция самих буферных фонарей (более подробное описание дано в следующем подразделе).

На электропоезда ЭТ2М устанавливался двигатель ТЭД-2У1, ЭК-235У1. Масса электропоезда (значения указаны для состава в 10-вагонном исполнении) возросла до 518,6 т (против 506 т у ЭТ2).

Составы ЭТ2М (и их разновидности повышенного комфорта) получили возможность эксплуатации с нечётным числом вагонов (по аналогии с электропоездом ЭД2Т); при этом в классическую восьмивагонную или десятивагонную композицию добавляется один вагон Пп (соответственно кроме типичных схем в четыре, шесть, восемь, десять и двенадцать вагонов ЭТ2М может иметь девяти- и одиннадцативагонную составность).

Изменения в процессе выпуска

За весь период выпуска электропоездов ЭТ2М было отмечено много различных мелких изменений:

  • менялось четыре раза расположение и размеры поручней на лобовой части (№ 029 — изменилось первый раз, с № 030 по № 036 — изменилось второй раз, с № 037 по № 058 — изменилось третий раз, с № 059 (отдельные головные вагоны) — окончательный вариант, сохранившийся до последнего электропоезда в серии);
  • на электропоездах с № 029 по № 032 отсутствуют козырьки над буферными огнями;
  • на электропоездах № 029 и № 030 изменена конструкция крыши над кабиной машиниста;
  • менялся тип окон (с № 028 по № 040 (вагоны 03, 04, 05, 06, 07, 08 состава № 092, после капитального ремонта по циклу КР-1 на Московском локомотиворемонтном заводе) — сдвижного типа, с № 041 по № 143 — откидного типа;
  • на электропоезде № 047 были поставлены окна с тонированными стёклами;
  • пластиковые сиденья новой конструкции меняли свой цвет три раза (исходный вариант с № 028 по № 072 — оранжевого цвета и с № 073 по № 135 (отдельные головные вагоны) — голубого цвета, с № 136 по № 143 — белого цвета с тканевыми вставками: синие с клетчатой драпировкой, либо синие с тёмно-синими крапинками);
  • менялся тип источников света для освещения салона (лампы накаливания устанавливались с № 028 по № 086 (головные вагоны с № 8032 по № 8035), лампы дневного света были установлены на электропоезда с № 087 по № 135 (головной вагон 000), на секции ЭТ2М-13001-02 освещение салона выполнено светодиодами в опытном варианте, далее светодиоды устанавливались с № 136 по № 143);
  • тип источников света для буферных огней, маршрутного фонаря и красных хвостовых сигналов сменился с ламп накаливания на светодиоды с электропоезда № 130;
  • новый вид двери с улицы в служебный тамбур можно видеть начиная с ЭТ2М № 090;
  • пульт машиниста 4161МЛ.07.15.000-1 производства ОАО «НПП Дальняя связь» устанавливался в кабину машиниста с № 092 по № 143 (до № 092 устанавливался старый вариант пульта, аналогичный установленным на электропоездах ЭТ2); с № 140 по № 143 устанавливался контроллер машиниста типа «джойстик»; было изменено расположение рукоятки бдительности (РБ-80), отсутствуют ящики для документов;
  • с № 094 по № 143 производилась заводская установка электронных маршрутных табло.

Нумерация и маркировка

Система нумерации составов и их вагонов для поездов ЭТ2М и их вариантов аналогична принятой для электропоездов ЭТ2 (базовой версии). Составы получили номера трёхзначного написания. Нумерация была сквозная: начиная с 028 (продолжение нумерации ЭТ2, ЭТ2Л) до 143 для ЭТ2М и их разновидностей . Исключение составили ЭТ2ЭМ (с 001 и по 003 включительно), нумерация которых считалась отдельно. Маркировка на лобовой части головных вагонов выполнялась в формате ЭТ2<в/и> XXX, где ХХХ — номер состава (без указания номера вагона). Тип состава наносился слева, а номер — справа от автосцепки (в одну строку) несколько выше неё. Каждый вагон состава получил свой номер в пятизначном формате, где первые три цифры — номер состава, последние две — номер вагона по комплекту. Маркировка с номерами вагонов выполняться на уровне окон по краям бортов вагонов и отличалась добавлением двух цифр в конец (формат ЭТ2<в/и> XXXYY, где YY — двузначный номер вагона). Эта маркировка наносилась в две строки (в первой строке название, во второй — пятизначный номер). При этом моторные вагоны получали чётные номера, головные — нечётные 01 и 09, прицепные — другие нечётные (например, ЭТ2М 04301 — головной вагон состава ЭТ2М 043; ЭТ2М 04304 — моторный того же состава и так далее).

Следует отметить, что промежуточные вагоны не обязательно получали номера подряд. Это касается не только составов из 12 вагонов, где не было вагонов Пп с номером XXX09 (так как он был головным). Известно, что в некоторых (или даже во всех) составах ЭТ2М, выпущенных в укороченной композиции, последний вагон Мп (в секции с вагоном Пг с номером XXX09) получал номер XXX10 (то есть в восьмивагонных поездах не было вагонов XXX07 и XXX08, а в шестивагонных — вагонов XXX05, XXX06, XXX07 и XXX08).

Технические характеристики

Основные параметры 10-вагонного электропоезда ЭТ2М:

  • напряжение контактной сети — от 2700 до 3850 В постоянного тока (от 2200 до 4000 В на 5 минут);
  • масса:
    • поезда — 518,6 т;
    • вагона Мп — 60,0 т;
    • вагона Пп — 42,8 т;
    • вагона Пг — 51,7 т.
  • номинальная мощность часового режима:
    • общая — 4700 кВт;
    • вагона Мп — 940 кВт.

Сведения о постройке

Всего ТорВЗ выпустил 109 электропоездов серии ЭТ2М, а также один поезд ЭТ2МРЛ, шесть ЭТ2МЛ и три ЭТ2ЭМ. Кроме того, в 2006 году завод выпустил шесть, а в 2008 году семь отдельных средних электросекций (Мп+Пп) для дополнения составов ЭТ2М. Таким образом, всего было выпущено 530 учётных двухвагонных электросекций для ЭТ2М, 4 для ЭТ2МРЛ, 23 для ЭТ2МЛ и 15 для ЭТ2ЭМ. Помимо этого, в 2005 году было выпущено восемь отдельных вагонов Пг, и ещё один в 2006 году (итого 1069 вагонов для ЭТ2М, 8 для ЭТ2МРЛ, 46 для ЭТ2МЛ и 30 для ЭТ2ЭМ).

Модификации электропоездов ЭТ2М

ЭТ2МРЛ

Модернизированный комфортабельный пригородный электропоезд, выпущен в единственном экземпляре в 2003 году (ЭТ2МРЛ-062) в восьмивагонной составности.

ЭТ2МЛ

Модернизированный комфортабельный пригородный электропоезд. Выпускался в 2004—2005 годах:

  • ЭТ2МЛ-063 — шестивагонная составность (2004 год);
  • ЭТ2МЛ-065 — восьмивагонная составность (2004 год);
  • ЭТ2МЛ-066 — восьмивагонная составность (2004 год);
  • ЭТ2МЛ-075 — восьмивагонная составность (2005 год);
  • ЭТ2МЛ-077 — восьмивагонная составность (2005 год);
  • ЭТ2МЛ-078 — восьмивагонная составность (2005 год).

ЭТ2ЭМ

Модернизированный пригородный электропоезд, оснащён комплектом энергосберегающего оборудования на 1500 В производства АО «Рижский электромашиностроительный завод». Для этого варианта введена собственная нумерация составов (от 001 до 003). Выпускался с 2005 по 2006 год:

  • ЭТ2ЭМ-001 — десятивагонная составность (2005 год);
  • ЭТ2ЭМ-002 — восьмивагонная составность с дополнением до десятивагонной (2006 год);
  • ЭТ2ЭМ-003 — восьмивагонная составность с дополнением до десятивагонной (2006 год).

Эксплуатация

По состоянию на середину 2019 года электропоезда ЭТ2М разных исполнений используются в России на Октябрьской, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и Куйбышевской железных дорогах.

ЭТ2М

Подавляющее большинство поездов этого варианта (около 80 %) эксплуатируются в различных депо Октябрьской железной дороги, главным образом Крюково и Санкт-Петербург-Балтийский. Около 10 % эксплуатирует Свердловская железная дорога (депо Нижний Тагил). Четыре состава работают на Куйбышевской железной дороге (номера 069, 087, 105, 106) и три на Западно-Сибирской (081, 093, 124).

ЭТ2МРЛ

Эксплуатируется на Южно-Уральской железной дороге (приписка депо Курган). За время эксплуатации несколько раз менялась маркировка обозначения: сначала убрали буквы РЛ, затем и букву М, которую впоследствии вернули.

ЭТ2МЛ

В эксплуатации три состава на Южно-Уральской и три на Октябрьской железной дорогах. За время эксплуатации на поездах с номерами 063, 065, 075, 078 убрали из маркировки букву Л, а на ЭТ2МЛ-066 обе буквы (МЛ); полное обозначение сохранилось только на ЭТ2МЛ-077.

ЭТ2ЭМ

Эксплуатируются на Октябрьской железной дороге. В 2013 году ЭТ2ЭМ-001 получил именное название «Ладога», в 2014 году ЭТ2ЭМ-002 — «Вуокса», а ЭТ2ЭМ-003 — «Карелия». Примечание: два из существующих состава в связи нехватки комплектующих для ремонта были переделаны под обычные ЭТ2М (на данный момент машина за номером 003 таковой уже является, а 002 отправлена на КРЭВРЗ на переделку под электрическую схему ЭТ2М). "Чистокровкой" осталась машина за номером 001. .