Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




20.09.2023


19.09.2023


18.09.2023


17.09.2023


16.09.2023





Яндекс.Метрика





Мещеряков, Александр Иванович

29.05.2022

Александр Иванович Мещеряков (16 декабря 1923 — 30 октября 1974) — советский психолог и дефектолог.

Биография

  • Родился 16 декабря 1923 года в деревне Гуменки Скопинского района, ныне в Рязанской области в многодетной крестьянской семье.
  • Летом 1941 года ушёл на фронт.
  • В октябре 1943 года тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован.
  • В 1944 году поступил в нефтяной институт им. Губкина, где проучился почти год.
  • В 1945 году поступил на отделение психологии философского факультета МГУ.
  • В 1950 году поступил в аспирантуру к А. Р. Лурии, сначала в Институт психологии АПН СССР, затем в институт дефектологии АПН СССР.
  • В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию «Нарушения взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга».
  • С 1955 года работал старшим научным сотрудником НИИ дефектологии.
  • В 1960 году организовал лабораторию изучения и воспитания слепоглухих детей в НИИ дефектологии АПН СССР.
  • В 1963 году А. И. Мещеряков стал создателем специального учебного учреждения для слепоглухих детей в г. Загорске (ныне Сергиев Посад).
  • В 1968 году у Александра Ивановича случился первый инфаркт.
  • В 1971 году защитил докторскую диссертацию «Слепоглухие дети (психическое развитие в процессе воспитания)».
  • В 1974 году умер от острой сердечной недостаточности.
  • В 1981 году А. И. Мещерякову и И. А. Соколянскому посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Эксперимент

А. И. Мещеряков заведовал организованной им лабораторией в течение тринадцати лет, пока не умер. В феврале 1971 года была организована экспериментальная группа из четырёх слепоглухонемых, все члены которой получили высшее образование в Москве на факультете психологии МГУ. Это были:

  • Суворов Александр Васильевич, 17 лет;
  • Лернер Юрий Михайлович, 25 лет;
  • Сироткин Сергей Алексеевич, 22 года;
  • Корнеева Наталья Николаевна, 21 год.

Этих молодых людей объединяли многолетний успешный опыт обучения в лаборатории, хорошие отношения с Мещеряковым и способность говорить достаточно понятно для других людей. Правительство позволило выделить им места вне конкурса, но с прохождением вступительных экзаменов.

Основные работы

  • Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения