Валторна (нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno, фр. cor, англ. French horn) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.
Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовали ещё в классической и барочной музыке, в том числе Бах, Моцарт, Бетховен).
Одинарная и двойная валторна
Несмотря на введение вентилей, одинарная валторна оказалась сложной для использования в самом высоком диапазоне. Раннее решение состояло в том, чтобы просто использовать валторны более высокого строя, обычно.
Двойная валторна также сочетает в себе два инструмента в одном: оригинальную валторну в F, и вторую, в более высоком строе B♭. При помощи четвёртого вентиля — квартвентиля (который обычно нажимается большим пальцем), валторнист может быстро перейти от глубокого, тёплого тембра строя F к более высокому и яркому строю B♭.
Техника игры на валторне
Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В настоящее время используют инструмент главным образом in F (в строе Фа).
Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.
Ноты для валторны in F пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков).
Тембр инструмента несколько грубоватый, напоминающий фагот или тубу в нижнем регистре, в среднем и верхнем — мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.
Среди приемов изменения звука — закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона — приём использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) — на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий.
Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) — звук на пиано звенящий, напряжённо-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.
Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (с длинным певучим соло валторны в первом разделе), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.
Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте, как в Пятой симфонии Шостаковича) и мелодий широкого дыхания (кантилен). Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).
Известные валторнисты
- Воронцов Дмитрий Александрович (Россия)
- Илья Царев (Россия)
- Герман Бауман (Германия)
- Деннис Брейн (Великобритания, 1921—1957)
- Михаил Николаевич Буяновский (Россия, 1891—1966) и его сын Виталий Михайлович Буяновский (СССР, 1928—1993)
- Алан Сивилл (Великобритания)
- Петер Дамм (Германия)
- Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия, 1932—2013)
- Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732—1811)
- Валерий Владимирович Полех (Россия, 1918—2006)
- Баборак Радек (Чехия)
- Ян Денисович Тамм (Россия, Эстония, 1874—1933)
- Антон Иванович Усов (Россия, 1895—1981)
- Аркадий Шилклопер (Россия, Германия)
- Сара Уиллис (Германия)
Наиболее известные произведения для валторны
Вольфганг Амадей Моцарт:
- Концерт для валторны с оркестром № 1 ре-мажор K. 412 (1791)
- Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
- Концерт для валторны с оркестром № 3 ми-бемоль мажор K. 447 (1787)
- Концерт для валторны с оркестром № 4 ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
- Концертное рондо для валторны с оркестром ми-бемоль мажор К. 371 (1781)
Рейнгольд Глиэр:
- Концерт для валторны с оркестром си-бемоль мажор, соч. 91 (1951)
Рихард Штраус:
- Концерт для валторны с оркестром № 1 ми-бемоль мажор, соч. 11 (1883)
- Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 132 (1942)