Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Японизм

Японизм (от фр. Japonisme, яп. ジャポニスム) — одно из стилевых течений ориентализма в западноевропейском искусстве XIX столетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и японских традиционных художественных ремёсел. Эстетика, темы, мотивы, техника и характер использования цветовых отношений в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Эдуар Мане, импрессионистов и постимпрессионистов: Поля Гогена, Винсента Ван Гога и многих других. Значительное влияние японизм оказал также на искусство периода модерна и стиля ар-деко.

История

После открытия Японии для внешнего мира в 1855 году, японские товары и произведения искусства в большом количестве завозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. Во время Всемирной выставки в Лондоне (1851) и Всемирной выставки в Париже (1867) были продемонстрированы японская цветная гравюра и различные кустарные изделия (фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия).

В своём саду в Живерни, в 1883 году Клод Моне построил «японский» деревянный мост через небольшой пруд.

В творчестве Винсента Ван Гога влияние японской графики огромно. В своих трёх картинах Ван Гог копирует японские цветные гравюры, или воспроизводит их в масляной живописи. Эти работы демонстрируют желание художника проникнуть в тайны японского искусства. На основе японской гравюры пером Ван Гог, изучив 15-томную манга (собрание эскизов) Хокусая, развил свою ритмическую «точка-тире» структуру живописи, перенесённую им затем на масляную живопись.

Однако ещё и до Ван Гога импрессионисты искали в японской цветной гравюре необходимые средства изображения. Они переняли различные формы композиции, например изображения отдельно стоящего, как бы «обрезанного» рамкой картины объекта; фигуру на переднем плане полотна; асимметричное построение картины; экстремально углублённые вдаль диагонали; «зарешеченность» картины при помощи деревьев и пр. Серии цветных гравюр Хокусая (например, 100 видов священной Фудзи) способствовали идее «серийности» живописных картин, последовательно раскрывающих состояния одного и того же пейзажа в разные времена суток, освещённости и состояния неба, например в творчестве Поля Сезанна и Клода Моне.

В Великобритании одним из представителей японизма следует считать работавшего там американского художника Джеймса Уистлера. Его «Павлинья комната», созданная в 1876—1877 годах, является не только одним из наиболее ярких примеров идеологии эстетизма, свойственной автору, но и одним из лучших образцов японизма в западноевропейском и американском искусстве, предвещающем эстетику искусства модерна.

Невозможно также представить себе развитие искусства модерна, с его апологией изогнутых линий, флорального орнамента и изысканности цветовых сочетаний, вне влияния японского искусства. Густав Климт, собравший богатую коллекцию японских кимоно и занавесных тканей театра но, перерабатывал японские орнаментально-абстрактные узоры на текстиле для композиции своих полотен.

Галерея

  • Густав Йонге «Японский веер» (ок. 1865)

  • Франц Вергас «Леди в кимоно расставляет цветы в вазе» (1847 – 1897)

  • Клод Моне «Мадам Моне в кимоно» (1876)

  • Ван Гог «Куртизанка» (1887)

  • Ван Гог «Портрет дядюшки Танги» (1887/88)

  • Георг Хендрик Брейтнер «Девушка в красном кимоно» (1894)

  • Реклама кимоно, 1900—1910 годов