Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич

Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1 [13] ноября 1838, Нижний Новгород — 21 апреля [3 мая] 1898, Москва) — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

Для отличия от других художников Дмитриевых прибавил к своей фамилии эпитет: «Оренбургский».

Биография

Родился в Нижнем Новгороде 1 (13) ноября 1838 года (источники также указывают 1 апреля 1837 года) в семье оренбургского помещика; воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии и по переезду своих родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры.

По совету известного живописца В. К. Шебуева и настоянию Н. К. Зацепина и Я. И. Ростовцева, стал посещать классы Императорской Академии художеств. Занимался у ректора академии Ф. И. Бруни и за успехи в рисовании и живописи получил четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали, за написанную по программе картину: «Олимпийские игры». В течение следующих двух лет пытался получить большую золотую медаль; исполнил картины «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды.

В 1863 году снова выступил конкурентом на большую золотую медаль, но, вместе с тринадцатью другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из Академии со званием классного художника 2-й степени, участвовал в учреждении Санкт-Петербургской артели художников, членом которой состоял до 1871 года.

В 1868 году картина «Утопленник в деревне» (находится в Государственном Русском музее) доставила ему звание академика. В 1869 году он сопровождал великого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 карандашных рисунков.

В 1871 году Н. Д. Дмитриев отправился на казённый счёт за границу, сроком на три года; провёл их, главным образом, в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса. Затем надолго поселился в Париже (около 10 лет), где стал одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников»; выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий.

В Париже произошёл переход его от жанровой к батальной живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. За две из них («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоэшты») Академия присудила ему в 1883 году звание профессора баталистической живописи. Чтобы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 году на постоянное жительство в Санкт-Петербург. За несколько лет он написал свыше 30 картин, которые были размещены в Помпеевской галерее Зимнего дворца, великокняжеских дворцах и у частных любителей живовписи. в Петербурге он открыл рисовальный класс.

Кроме картин он сделал много рисунков для различных иллюстрированных изданий, а также иллюстрации на сюжеты из произведений Пушкина, Некрасова, Тургенева.

Умер после тяжёлой болезни (саркома) 21 апреля (3 мая) 1898 года в Москве.

Галерея

  • Утопленник в деревне. 1868
    Русский музей, Санкт-Петербург

  • Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе. 1880
    Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

  • Воскресенье в деревне. 1884
    Частное собрание

  • Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883
    Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

  • Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883
    Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

  • Захват Гривицкого редута под Плевной. 1885
    Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

  • Пожар в деревне. 1885
    Русский музей, Санкт-Петербург

  • Представление пленного Осман-паши Александру II, в день взятия Плевны русскими войсками 29 ноября 1877 года. 1898
    Эрмитаж, Санкт-Петербург

  • Генерал М. Д. Скобелев на коне. 1883
    Областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Иркутск