Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Вольный стрелок (опера)

«Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz; в русском переводе также неточно — «Волшебный стрелок») — романтическая опера Карла Марии фон Вебера, либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна.

Премьера состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Далее последовали постановки в Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), под управлением автора — в Дрездене (1822) и в Капецбурге (1823) , затем опера обошла сцены всей Европы. В России она была впервые исполнена в 1823 г. артистами немецкой труппы; на русской сцене — 12 мая 1824 года в Петербурге под управлением К. Кавоса. С конца 1820-х годов партию Каспара исполнял В. Самойлов, а с 1830-х гг. — О. Петров. Оперу часто называют «первой немецкой национальной оперой».

Действующие лица

  • Граф Оттокар (баритон)
  • Куно, графский лесничий (бас)
  • Агата, его дочь (сопрано)
  • Анхен, её подруга (сопрано)
  • Каспар, егерь (бас)
  • Макс, егерь (тенор)
  • Пустынник (бас)
  • Килиан (баритон)
  • Самьель, дикий («черный») охотник (разговорная роль)

крестьяне, охотники, девушки, музыканты, духи и призраки.

Либретто

Сюжетом оперы «Волшебный стрелок» послужило старинное народное сказание о «чёрном охотнике», которое в виде повести было изложено в «Книге привидений» писателя-романтика А. Апеля. Многое привлекло в этой повести Вебера. Обрисовка народной жизни, фантастический элемент, связанный с преданиями, сложившимися в своеобразном охотничьем быту, поэзия лесной природы - всё это для Вебера, как романтика, обладало особой прелестью и предоставляло богатые возможности музыкального развития.

«Вот где поэзия содержания, наивная, простодушная, как сама Агата, поэзия, вся проникнутая ароматом богемских лесов и неразлучных с ними фантастических народных легенд, - нашла себе полное выражение в звуках, чарующих то прелестью, то мрачностью и всегда глубиною психологической правды, верностью и характера и положения, и ландшафтной постановки», - писал о «Фрейшюце» Серов.

Сюжет

Действие происходит в Богемии вскоре после Тридцатилетней войны.

1-й акт

На Празднике стрелка жители деревни поздравляют победителя, крестьянина Килиана. Егерь Макс, отличный стрелок, в этот раз ни разу не попал в цель и подвергается насмешкам. Дело доходит до драки Макса с Килианом. Только появление лесника Куно (отец Агаты и будущий тесть Макса) может остановить драчунов.

Завтра, по старой традиции, Макс должен совершить пробный выстрел в присутствии князя. Он боится снова промахнуться и, соответственно, волнуется.

Каспар предлагает Максу выпить. Потом он даёт ему своё ружьё и уговаривает его выстрелить в орла. Макс попадает, хотя орёл летел далеко вне досягаемости обычного выстрела. Каспар объясняет, что пуля была особой, волшебной. Но она была последней, и теперь надо будет изготовить новые. Макса захватывает мысль, что волшебные пули могли бы спасти его. Они договариваются о встрече в Волчьем ущелье в полночь. Макс уходит, и Каспар показывает своё истинное лицо. Он продал свою душу Самиэлю (нечистому духу, хозяину Волчьей долины) за волшебные пули. Если ему удастся до полуночи передать Самиэлю другую человеческую душу, то сам он спасён.

2-й акт

Первым в Волчью долину приходит Каспар. Он вызывает Самиэля и затевает с ним торг. Тот подарит ему семь пуль: шесть попадут в цель по воле стрелка, седьмую Самиэль направит в сердце Агаты. Каспар ненавидит её, так как она его отвергла. Если Агата погибнет, её жених станет добычей Самиэля. Приходит Макс, перед ним появляются призраки матери и Агаты, пытающиеся удержать его. Каспар начинает отливать волшебные пули, поднимается буря, рушатся скалы. В распоряжении Макса семь пуль, но он легкомысленно израсходовал шесть, и у него осталась только седьмая — направляемая дьяволом.

3-й акт

Третий акт оперы посвящён последнему дню состязаний, который должен закончиться свадьбой Макса и Агаты. Девушка, видевшая ночью вещий сон, снова в печали. Появляющиеся вскоре девушки преподносят Агате цветы. Она раскрывает коробку и вместо подвенечного венка обнаруживает погребальный убор. Тогда они плетут венок из белых роз, подаренных Агате старцем отшельником.

Финал третьего акта и всей оперы. Перед князем Оттокаром, его придворными и лесничим Куно охотники демонстрируют своё мастерство, среди них и Макс. Юноша должен сделать последний выстрел, мишенью становится перелетающая с куста на куст голубка. Макс прицеливается, и в этот момент за кустами появляется Агата. Магическая сила отводит дуло ружья в сторону, и пуля попадает в Каспара, спрятавшегося на дереве. Смертельно раненый, он падает на землю, его душа отправляется в ад в сопровождении Самиэля.

Князь Оттокар требует объяснений случившемуся. Макс рассказывает о событиях прошедшей ночи, разгневанный князь приговаривает его к изгнанию, молодой охотник должен навсегда забыть о браке с Агатой. Заступничество присутствующих не может смягчить наказание.

Лишь появление носителя мудрости и справедливости меняет ситуацию. Отшельник произносит свой приговор: отсрочить свадьбу Макса и Агаты на год. Столь великодушное решение становится причиной всеобщей радости и ликования, все собравшиеся славят Бога и Его милосердие.

Постановки оперы

Мировая премьера

Мировая премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Дирижировал сам композитор. Опера имела огромный успех и в дальнейшем выдержала десятки постановок в разных странах.

Постановки в России

В России опера впервые была показана 12 мая 1824 года в Большом театре Санкт-Петербурга с декорациями К. Ф. Сабата. Дирижёром выступил Катерино Кавос. Первыми исполнителями партий были Алексей Ефремов (Куно), Александра Иванова (Агата), Елизавета Рыкалова-Марсель (Аннхен), Павел Толчёнов (Каспар), Григорий Климовский (Макс), Василий Шемаев (Оттокар), Кузьма Баранов (Самиэль).

27 ноября 1901 года состоялась премьера оперы в Мариинском театре в постановке Осипа Палечека (декорации П. Б. Ламбина, А. А. Кваппа, Юргенса, Яковлева). Дирижировал Эдуард Направник. В премьерном спектакле участвовали Владимир Майборода (Куно), Аделаида Больская (Агата), Софья Гладкая (Аннхен), Александр Антоновский (Каспар), Иван Ершов (Макс), Александр Смирнов (Оттокар), Константин Серебряков (Самиэль).

В начале 2000-х гг. опера поставлена в Саратовском театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Постановка решена в духе эстетики нацистской Германии. Опера открывается сценой расстрела балерин.