Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Аоки, Томио

Томио Аоки (яп. 青木 富夫 Аоки Томио:, 7 октября 1923, Йокогама, Япония — 24 января 2004). Прославился в шестилетнем возрасте как ребёнок-звезда, приняв участие в фильмах выдающегося режиссёра Ясудзиро Одзу. После исполнения главной роли в ленте «Непосредственный мальчик» (в ином переводе — «Сорванец»), что по-японски звучит Токкан Кодзо — малыш так и будет указан в титрах некоторых фильмов. Его карьера охватывает практически всю историю японского кино — от немых фильмов конца 1920-х годов до кинолент начала 2000-х.

Биография

Он был пятилетним малышом, когда впервые переступил порог студии «Камата» кинокомпании «Сётику» и был утверждён на одну из ролей в несохранившемся до наших дней фильме «Жизнь служащего» (1929). Был настолько забавным, что привлёк внимание режиссёра Ясудзиро Одзу, который специально под него придумает сюжет своей следующей картины «Непосредственный мальчик», снятой в том же 1929 году. Сценарий, навеянный мотивами рассказа О. Генри «Выкуп вождя краснокожих», который Одзу с тремя другими соавторами сочинит буквально за одну ночь, проведённую компанией в пивном баре. Аоки играет сорванца-мальчугана, который настолько достаёт своих похитителей, что они уже пожалели о своём проступке и не знают, как избавиться от похищенного ребёнка. Именно после этой картины малыш Аоки станет звездой, будет называть себя не иначе, как Токкан Кодзо (по названию фильма) и сыграет затем неоднократно под этим псевдонимом в последующих работах режиссёра Ясудзиро Одзу.

Партнерство между режиссёром и ребёнком-звездой продолжится ещё в десяти кинолентах, в том числе в незабываемых «Родиться-то я родился...» (1932), «История о плывущих водорослях» (1934) и первом звуковом фильме мастера «Единственный сын» (1936). Взглянув на фильмографию Аоки, становится ясным и то, что Одзу был не единственным режиссёром, с кем актёр неоднократно работал в 1930-е годы. Имена режиссёров Хироси Симидзу и Хиромасы Номуры возникают даже чаще, 17 и 14 раз соответственно. За период с 1929-го по 1940 годы молодой актёр снялся в 98 фильмах.

С началом войны шестнадцатилетний Аоки исчез с экрана в 1940 году и вернулся лишь четырнадцать лет спустя, заключив контракт уже со студией «Никкацу» (что объясняет, почему Аоки никогда более не появился в фильмах Одзу, так как мастер режиссуры всегда был верен «Сётику»). Актёру, привыкшему с юных лет к звёздной славе, в «Никкацу» приходится начинать всё с нуля, так как ему предлагают лишь эпизоды, в лучшем случае второплановые роли. Так, в фильме «Красота преступного мира» (1958) он исполнил небольшую роль мастера, лепящего из пластилина женские груди для манекенов.

Хотя иной раз и доставались ему в «Никкацу», пусть небольшие роли, но в выдающихся работах крупных режиссёров, как например его появление в классической военной драме Кона Итикавы «Бирманская арфа» (1956), в драме Масаки Кобаяси по сценарию выдающегося прозаика Кобо Абэ «За толстой стеной» (1956), в ранних работах Сёхэя Имамуры «У станции Западная Гиндза», «Украденное желание» (обе — 1958), «Свиньи и броненосцы» (1961), «Женщина-насекомое» (1963), «Красная жажда убийства», (1964). В 1960 году сыграл главную роль в криминальной драме Корэёси Курахары «Запугивание».

Как и многие из актёров, работавших в «Никкацу» 1960-х годов, в том числе звёзды Тэцуя Ватари и Мэйко Кадзи, Аоки покинул студию в начале 1970-х, когда там начались кризисные годы. Актёр начал сниматься в эротических фильмах. После его участия в 1972 году в порно-фильме «Белая кожа, появляющаяся в темноте» режиссёра Согоро Нисимуры, за год до этого бывшем постановщиком первого японского порно «Квартира жены: Интимные отношения после полудня», актёр преждевременно ушёл из профессии (появившись на экране лишь однажды в небольшом эпизоде фильма «Семья» 1974 года).

Это был его второй длительный перерыв в работе, но значительно больший по времени, нежели в 1940-х — 1950-х. Томио Аоки вернётся на экран лишь спустя два десятилетия в середине 1990-х, снявшись в фильме писателя, журналиста и режиссёра Макото Синодзаки «Добро пожаловать домой». Снимется затем ещё в нескольких фильмах, последний из которых «Тамура и Тирори: Прогулки с собакой», снятый тем же Синодзаки выйдет в мае 2004 года, уже после смерти Аоки.

Томио Аоки умер 24 января 2004 года в возрасте восьмидесяти лет от рака лёгких.

Избранная фильмография