Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Профиль латеральной асимметрии мозга

Профиль латеральной асимметрии мозга (индивидуальный латеральный профиль, индивидуальный профиль асимметрии, латеральный фенотип, профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, профиль латеральной организации) — закономерное сочетание сенсорных, моторных и «психических» асимметрий, свойственное конкретному субъекту .

Профиль латеральной асимметрии мозга— это не просто сумма асимметрий, это динамичная система, определяющая межполушарное взаимодействие в анализаторных системах в целом . Идея изучать совокупность асимметрий как систему возникла из нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов, выведенных в отечественной нейропсихологии .

Каждая психическая функция обеспечивается совместной работой обоих полушарий головного мозга, при этом нарушение взаимодействия полушарий приводит к возникновению серьезных синдромов . К настоящему времени накопилось много данных о связи межполушарных отношений (ведущей руки, ведущего уха, ведущего глаза) с особенностями реализации различных психических процессов в норме . Эти положения являются основанием для изучения индивидуальных различий психики в норме в аспекте именно межполушарной организации мозга .

Асимметричность распределения звеньев отдельных функций между полушариями неизбежно ведет нас к понятию функциональной асимметрии мозга.

Понятие функциональной асимметрии

Термин «функциональная асимметрия мозга» описывает тот вклад, который вносит каждое полушарие в каждую психическую функцию . При этом функциональная специфичность полушарий по отношению к одним функциям изучена лучше, по отношению к другим — хуже. Так, с одной стороны, показано, что левое полушарие преимущественно участвует в реализации речевых функций, а правое — в осуществлении невербальных, гностических функций, но, с другой стороны, раньше признававшаяся безусловной связь между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием сейчас подвергается сомнению (показано, что у левшей речевые функции могут обеспечиваться как преимущественно левым, так и правым полушарием).

Функциональная асимметрия у взрослого человека долго развивается. Асимметрии психических функций соответствует асимметрия ЭЭГ — показателей, и исследования показали, что основы функциональной специализации полушарий врожденные, но в ходе онтогенеза функциональная специализация развивается и усложняется, социокультурный опыт также оказывает свое влияние. Было выяснено, что сначала асимметрия ЭЭГ-показателей возникает в первичных и вторичных моторных и сенсорных областях коры, а затем — в ассоциативных (префронтальных и задневисочных областях). Также имеются данные о снижении ЭЭГ — показателей асимметрии в старческом возрасте. Уменьшение функциональной асимметрии у пожилых людей (при нормальном старении) может быть связано с явлениями компенсации, вызванными частичным снижением в функционировании тех или иных областей мозга .

Функциональная асимметрия полушарий рассматривается не вообще, а по отношению к различным системам. Так выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии. Кроме того каждая конкретная форма функциональной асимметрии может проявляться в разной степени (степень ухости, глазости, рукости и т. д. может быть различной).

Для описания степени функциональной асимметрии используются различные количественные показатели, с учетом которых можно описывать конкретную форму асимметрии как слабую или сильную. Для оценки степени выраженности той или иной асимметрии многие авторы в своих исследованиях вводят показатель коэффициента асимметрии (оценивается распространенность левостороннего, правостороннего и симметричного выполнения проб) или балльную оценку степени выраженности асимметрии (как, например, Е.Д. Хомская в своих исследованиях).

Виды функциональных асимметрий

Разные исследователи выделяют 3 основных формы функциональных асимметрий: моторные, сенсорные и «психические», каждая из форм включает в себя несколько разновидностей.

Моторные асимметрии

Моторные асимметрии — совокупность признаков функционального неравенства органов движений (ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и др.). Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная. Варианты асимметрии рук: преимущественное предпочтение правой руки (праворукость, правшество), левой руки (леворукость, левшество) или одинаковое предпочтение как правой, так и левой руки (амбидекстрия, равноручие).

Сенсорные асимметрии

Сенсорные асимметрии — совокупность признаков неравенства по функциям правой и левой частей органов чувств (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, температурная и др.). Наиболее экспериментально изученными на данный момент являются слуховая и зрительная асимметрии (соответствующие анализаторные системы у человека являются одними из наиболее информативных: через глаза мы получаем до 90% всей информации, слух же участвует в формировании речи). Однако количественная оценка зрительной асимметрии обычно не высчитывается, многие исследователи указывают лишь сторону асимметрии.

"Психические" асимметрии

Психические асимметрии — неравенство мозговой организации психических функций (речевых, перцептивных, мнестических, интеллектуальных). Данный термин редко употребляется и остаточно сложен в понимании. Брагина Н.Н. и Доброхотова Т.А. предлагают два варианта толкования психических асимметрий: по отнесенности к левому или правому полушарию и по времени формирования. По отнесенности к полушариям авторы выделяют психосенсорные процессы (объединение сенсорных и психических асимметрий), обеспечиваемые больше правым полушарием и связанные с формированием чувственных образов окружающего мира и самого себя, а также психомоторные процессы (моторные и психические асимметрии), зависимые больше от левого полушария. Последние участвуют в процессе формирования речи и абстрактного познания, связанного с анализом, накоплением и трансляцией социокультурного опыта. Под временем формирования имеется в виду, что психосенсорные процессы связаны с познанием здесь и сейчас, с актуализацией прошлого опыта (направленность на прошлое), а психомоторные с познанием, происходящем в настоящем и направленным на будущее.

Подходы к типологии профилей латеральной асимметрии

Взаимоотношение и комбинация асимметрий в норме сложны, к тому же связь различных видов асимметрии между собой еще как следует не изучена. Каждый тип профиля описывается у большинства авторов сочетанием буквенных обозначений:, где П — преобладание правосторонних признаков, Л — преобладание левосторонних признаков, А — равенство признаков.

В.М. Мосидзе (1977) в походе к классификации индивидуальных профилей использовал показатели асимметрии руки и глаза и разделил испытуемых на «чистых правшей», «чистых левшей» и «смешанных».

А.П. Чуприков и его сотрудники (1980) выделили 8 вариантов профилей асимметрий через анализ 3 видов асимметрий (рука, глаз, ухо), но эта классификация строилась на основе субъективных ответов испытуемых на вопросы анкеты.

А.Б. Коган и Г.А. Кураев (1986) аналогично В.М. Мосидзе, определяя ведущую руку и глаз, разбили испытуемых на следующие 4 группы: правши с ведущим правым глазом, правши с ведущим левым глазом, левши с ведущим левым глазом, левши с ведущим правым глазом.

Хомская Е.Д. полагала, что профиль асимметрии показывает общее преобладание того или иного полушария, и для его характеристики оценки двух видов асимметрии все-таки недостаточно.

Брагина Н.Н. и Доброхотова Т.А. (1988) в общем виде считали существенными 4 вида асимметрий: рука, нога, глаз, ухо и выделили 5 профилей: абсолютные правши (4 правых показателя), абсолютные левши, преимущественно правши (3 показателя правые, 1 -левый), преимущественно левши, смешанный профиль. Данные авторы пробовали анализировать и другие, менее изученные формы асимметрий и также включать их в анализ профиля, что существенно усложняет классификацию.

В.П. Леутин и Е.И. Николаева (1988) использовали более глобальное понятие, «латеральный фенотип человека» и включали в него асимметрии ноги, руки, глаза, уха.

Е.Д. Хомская с коллегами (1991) в основу своего подхода к типологии индивидуального профиля латеральной организации положили сочетание трех видов асимметрии: мануальной, слухоречевой и зрительной. Важен именно такой порядок следования асимметрий, поскольку он отражает степень значимости каждой асимметрии для общего профиля. В итоге были выделены два типа профиля: один с четким доминированием левых или правых функций в каждой из систем (сюда относятся следующие профили: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП), второй — с отсутствием доминирования в одной, двух или всех трех системах (сюда относятся профили с наличием амбидекстрии хотя бы в одной из систем). Теоретически в данном подходе возможно 27 вариантов индивидуальных профилей, но в реальных исследованиях авторы обнаруживали меньшее разнообразие профилей. Для упрощение общей картины эти 27 профилей объединяются в 5 групп: чистые правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, чистые левши.

В.Л. Бианки (1996) использует термин «индивидуальный латеральный профиль», который включает мануальную, зрительную и слуховую асимметрии, в итоге получает 8 индивидуальных профилей:

  • правши с ведущим правом глазом и правом ухом,
  • правши с ведущим левым глазом и правым ухом,
  • правши с ведущим правым глазом и левым ухом,
  • скрытые левши с ведущим правым глазом и правым ухом,
  • правши с ведущим левым глазом,
  • скрытые левши с ведущим левым глазом и правым ухом,
  • скрытые левши с ведущим правым глазом и левым ухом,
  • скрытые левши с ведущим левым глазом и левым ухом.
  • Фомина Е.В. (2006) в основу классификации профилей положила тип мануального доминирования, поскольку это наиболее значимый вид асимметрии, с учетом различных сочетаний сенсорных асимметрий (односторонних и смешанных), вслед за В.П. Леутиным автор использует понятие «латерального фенотипа». В итоге описываются следующие профили:

  • левый фенотип (ЛЛЛ),
  • преимущественно левый фенотип с ведущим правым ухом(ЛЛП),
  • преимущественно левый фенотип с ведущим правым глазом(ЛПЛ),
  • леворукие с правыми сенсорными асимметриями(ЛПП),
  • амбидекстры с различными сочетаниями сенсорных асимметрий(А),
  • праворукие с левыми сенсорными асимметриями(ПЛЛ),
  • преимущественно правый фенотип с ведущим левым глазом(ПЛП),
  • преимущественно правый фенотип с ведущим левым ухом(ППЛ),
  • правый фенотип (ППП).
  • Поскольку в формировании индивидуального профиля асимметрии играют роль и наследственные факторы, и социокультурные, возможные сочетания и их распространенность зависят от популяции и условий обитания.

    Динамичность латеральных признаков

    Профиль латеральной асимметрии — это динамичная система. Доминирование тех или иных функций может меняться в ходе онтогенеза, под влиянием длительного практического опыта в определенной сфере, в ходе приспособления к новым условиям, в ходе регулярных спортивных тренировок, например, чем дольше играют теннисисты, тем больше у них становится коэффициент праворукости (т. е. превалирует сила правой руки).

    Также функциональная асимметрия может частично изменяться при многократном тестировании. Так, например, в исследованиях Е.Д. Хомской с коллегами на студентах МГУ им. М.В. Ломоносова было показано, что у некоторых испытуемых в течение месяца при многократных тестированиях асимметрий менялся знак доминантности одного или нескольких показателей.

    Методы исследования профиля латеральной асимметрии

    Различные авторы при исследовании профиля латеральной асимметрии оценивают разное количество асимметрий в моторных и сенсорных сферах и использует различные пробы. Исследование профиля подразумевает оценку нескольких типов асимметрий, оценку степени выраженности каждой из них и учет либо равнозначности, либо неравнозначности разных асимметрий по отношению друг к другу. В основе методов оценки асимметрии лежит принцип тестирования одного органа (последовательно оцениваются правые и левые функции) В данной статье приведены в общем виде основные пробы, часто использующие для оценки асимметрии в моторной и сенсорной системах.

    Методы оценки мануальной асимметрии

    • опросники, в которых предлагаются вопросы касательно выполнения отдельных привычных действий (например, опросник М.Аннет, сенсибилизированный опросник для определения рукости для подростков и взрослых А.П. Чуприкова, опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013»),
    • пробы на точность попадания в цель,
    • оценка скорости выполнения различных заданий каждой рукой в отдельности (развинчивание/завинчивание болтов, раздача карт и др.),
    • оценка эффективности выполнения графомоторного задания каждой рукой в отдельности,
    • многие авторы используют моторные пробы (переплетение пальцев кистей, аплодирование, поза Наполеона и другие), что правда противоречит принципу тестирования одного органа при оценке асимметрии,
    • динамометрия — измерение силы кисти каждой руки (тест выполняется по три раза на каждой руке, считается среднее значение, и ведущей считается та рука, которая превосходит по силе другую не меньше, чем на 2 условные единицы),
    • теппинг — тест (оценивается темп, ритм, равномерность движений на каждой руке, так, например, испытуемый должен заполнять поля на листе точками в течение короткого промежутка времени),
    • треморометрия (оценка координации каждой из рук).

    Для регистрации движений привлекаются дополнительные аппаратурные методики: ЭЭГ, ЭМГ, регистрация ВП и др.

    Методы оценки функциональной асимметрии ног

    Задания на оценку неравенства ног по силе, скорости, координации и точности движений, определение толчковой и маховой ноги (здесь также частично затрагивается вопрос скорее общего межполушарного взаимодействия и нарушается принцип тестирования одного органа). Также используются аппаратурные методы: видеозапись, динамометрия и др.

    Методы оценки слуховой и слухоречевой асимметрии

    • Чаще всего используется метод дихотического прослушивания с определением "коэффициента правого уха" (Кпу), который тоже скорее относится к методам оценки межполушарного взаимодействия. Через наушники одновременно на каждое ухо предъявляются различные стимулы, например, слова, затем оценивается, с какого уха правильно воспроизводится больше слов.

    Кпу определяется по формуле: Кпу=[( Eп - Eлев)] / [( Eпр + Eлев)] х 100, где Кпу - коэффициент правого уха, Eп и Eлев – общее число слов, правильно воспроизведенных с правого и левого ушей. Положительное значение Кпу указывает на преобладание правого уха – левого полушария в восприятии речевого материала: значения –5 < Кпу > +5 считаются симметричными.

    • Возможно моноуральное предъявление стимулов (на каждое ухо по отдельности) и оценка количества правильно воспроизведенных стимулов с каждого уха.
    • Также используются проба на прислушивание с часами, определение ведущего уха по времени на слух, аудиометрия (предъявление по отдельности на каждое ухо эталонных тонов и сравниваемых с ними, ведущее ухо завышает громкость тона по сравнению с эталоном).

    Методы оценки зрительной асимметрии

    • Проба Розенбаха: нужно вертикально держать в вытянутой руке карандаш и совместить его с какой-то вертикальной линией в помещении на расстоянии (линия окна, стены, дверцы шкафа и т.д.). Затем нужно попеременно закрывать то один, то другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
    • Оценка ведущего глаза по пробе прицеливания.
    • Тест с подзорной трубой: из бумаги делается труба, через которую предлагается посмотреть, труба подносится к ведущему глазу.

    Существует множество других проб, используемых теми или иными авторами, здесь же приведены лишь наиболее известные и часто использующиеся.