Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Хелтон, Перси

Перси Хелтон (англ. Percy Helton), полное имя Перси Альфред Хелтон (англ. Percy Alfred Helton; 31 января 1894 года — 11 сентября 1971 года) — американский актёр театра, кино и телевидения, более всего известный по фильмам 1940—1960-х годов.

За время своей кинематографической карьеры Хелтон сыграл в таких значимых фильмах, как «Чудо на 34-й улице» (1947), «Звонить Нортсайд 777» (1948), «Подстава» (1949), «Воровское шоссе» (1949), «Крест-накрест» (1949), «Сирано де Бержерак» (1950), «Звезда родилась» (1954), «Целуй меня насмерть» (1955), «Скачи по высокогорью» (1962), «Музыкант» (1962), «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964) и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969).

Ранние годы жизни и театральная карьера

Перси Хелтон родился 31 января 1894 года в Нью-Йорке в актёрской семье. Уже в возрасте 2 лет 11 месяцев Перси впервые появился на нью-йоркской сцене вместе со своим отцом, популярным эстрадным артистом Элфом Хелтоном. В 1906 году Перси дебютировал на бродвейской сцене в спектакле «Джули Бонбон» (1906).

После этого на протяжении нескольких лет знаменитый бродвейский продюсер Дэвид Беласко постоянно брал Хелтона на детские роли, «давая ему бесценную возможность овладеть техникой и духом театральной игры». Самой заметной работой Хелтона в качестве актёра-ребёнка стала роль маленького Виллема у Беласко в бродвейском спектакле «Возвращение Питера Гримма» (1911—1912). По словам газеты The Philadelphia Inquirer, «Хелтона помнят как одного из самых одарённых актёров-детей своего времени».

В 1914 году Хелтона взял под своё крыло продюсер Джордж М. Коэн, дав ему роли во многих своих постановках. Актёр сыграл у него в таких спектаклях, как «Сумасбродная герцогиня» (1913—1914), «Чудо-человек» (1914) и «Молодая Америка» (1915). Как отмечено в The Philadelphia Inquirer, спектакль Коэна «Молодая Америка», где Хелтон играл главную роль, «получил тёплые отклики», а Хелтон своей игрой привлёк к себе внимание. В 1915 году Хелтон дебютировал в кино, сыграв одну из главных ролей бездомного в фильме «Фея и бездомный»(1915).

Во время Первой мировой войны в течение 19 месяцев Хелтон служил в 305-м полевом артиллерийском полку в составе американского экспедиционного корпуса во Франции и Бельгии, где был награждён Крестом «За выдающиеся заслуги». По возвращении из армии Хелтон возобновил бродвейскую карьеру, однако из-за осипшего в армии голоса был вынужден перейти на характерные роли.

На протяжении 1919—1928 годов Хелтон сыграл в девяти бродвейских спектаклях, среди которых «Эти пять миллионов» (1919), «Три живых призрака» (1920—1921), «К дамам» (1922), «Техасский соловей» (1922), «Иди на Запад, молодой человек» (1923), «Бедняга» (1925), «Счастлив» (1927—1928), «Леди на ночь» (1928), «Влюблённый в любовь» (1928). В 1920—1922 годах Хелтон также снялся в четырёх немых художественных фильмах.

На протяжении 1930-х и начала 1940-х годов Хелтон сыграл на Бродвее в 12 спектаклях, в том числе «Какое кому дело» (1930), «Забудьте про работу» (1931), «Пигмалион» (1932), «Одним воскресным днём» (1933), «К фортуне» (1935), «Подключение» (1935), «Хорошие и честные люди» (1935), «Плохой и ненужный ‘00» (1937), «Робин приземляется» (1937), «Великолепный инвалид» (1938), «Попси» (1941) и «Все удобства дома» (1942). Наибольшего успеха Хелтон добился в роли негодяя в мелодраме «Одним воскресным днём» (1933), а также в спектакле «Великолепный инвалид» (1938). В 1936—1939 годах Хелтон сыграл также в четырёх короткометражных фильмах.

Карьера в кинмематографе

Несмотря на некоторый опыт работы в кино в предыдущие годы, голливудская карьера Хелтона стала развиваться, лишь начиная с 1947 года, когда ему было уже за 50 лет. Его первым «непродолжительным, но запоминающимся» появлением в кино стала роль нетрезвого Санта-Клауса в популярном рождественском фильме «Чудо на 34-й улице» (1947).

Год спустя Хелтона появился в эпизодических ролях в романтической комедии «Этот восхитительный порыв» (1948) с Тайроном Пауэром и Джин Тирни, а также в фильме нуар «Звонить Нортсайд 777» (1948) с Джеймсом Стюартом в главной роли газетного репортёра, расследующего убийство 20-летеней давности. В фильме нуар «Кража» (1948) с участием Джона Пейна и Шелли Уинтерс у Хелтона была значимая роль руководителя городского молодёжного центра, вокруг которого вращаются некоторые события фильма. В 1949 году Хелтон сыграл в 11 картинах, среди которых вестерн «Жажда золота» (1949) с Айдой Лупино и Гленном Фордом, комедийный хоррор «Эбботт и Костелло встречают убийцу Бориса Карлоффа» (1949), а также фильмы нуар «Преступный путь» (1949) с Джоном Пейном, «Псевдоним Ник Бил» (1949) с Рэем Милландом и Одри Тоттер, «Воровское шоссе» (1949) с Ричардом Конте и Ли Джей Коббом, «Крест-накрест» (1949) с Бёртом Ланкастером и Ивонн де Карло, а также боксёрский нуар «Подстава» (1949), в котором, по мнению обозревателя Turner Classic Movies, «Хелтон сыграл, вероятно, свою самую содержательную роль».

Год спустя у него были роли ещё в 11 фильмах, в том числе в комедии «Сирано де Бержерак» (1950) с Хосе Феррером в заглавной роли, музыкальном комедийном вестерне «Модные штаны» (1950) с Бобом Хоупом и Люсиль Болл, вестерне «Медный каньон» (1950) с Милландом и Хэди Ламарр, мелодраме «Её собственная жизнь» (1950) с Ланой Тёрнер и Милландом, а также в фильмах нуар «Тайная ярость» (1950) с Клодетт Кольбер и Робертом Райаном и «Солнце заходит на рассвете» (1950), где у него была роль газетного репортёра. В 1951 году у Хелтона было 10 картин, включая музыкальную комедию «Марионетка» (1951) с Дином Мартиным и Джерри Льюисом, романтическую комедию с Джейн Уаймен «Трое по имени Майк» (1951), криминальный триллер с Диком Пауэллом «Высокая цель» (1951), мелодраму с Милландом и Ходяком «Из ночи в утро» (1951), а также фильм нуар с Дейном Кларком «Никогда не доверяй игроку» (1951). Среди четырёх фильмов Хелтона в 1952 году наиболее заметными были музыкальная комедия с Фредом Астером «Красавица Нью-Йорка» (1952) и комедия с Граучо Марксом «Девушка в каждом порту» (1952). В 1953 году Хелтон сыграл в 13 фильмах, среди них комедия «Как выйти замуж за миллионера» (1953) с Мерилин Монро, историческая мелодрама «Плащаница» (1953) с Ричардом Бартоном и Джин Симмонс, музыкальная комедия с Мартиным и Льюисом «Напуганные до смерти» (1953) и вестерн «Отважные противники» (1953) с Робертом Тейлором и Авой Гарднер в главных ролях, а также музыкальная комедия «Назовите меня мадам» (1953), где у него была роль сенатора. В фильме нуар «Полиция нравов» (1953) с Эдвардом Г. Робинсоном в главной роли детектива полиции Лос-Анджелеса Хелтон удачно сыграл небольшую роль параноика, страдающего манией преследования, а в фильме нуар «Порочная женщина» (1953) Хелтон сыграл важную роль соседа по гостиничному номеру главной героини (Беверли Майклз). Эта работа Хелтона обратила на себя внимание некоторых современных историков кино. В частности, Хэл Эриксон высказал мнение, что «фильм содержит, вероятно, самую лучшую экранную игру Хелтона, вездесущего писклявого характерного актёра, который заслуженно заканчивает роль получением одной из самых потрясающих пощёчин в истории кино». Обозреватель TV Guide также выделил в этом фильме игру Хелтона, который в роли «пристального и похотливого Чарли неожиданно гнусен. Он кладёт мокрые поцелуи вверх и вниз по руке Майклз, как будто собирается поглотить её, а каждая пауза в его словах как будто даёт понять, что в любой момент он готов пустить слюни». По мнению историка кино Майкла Кини, «опытный характерный актёр Хелтон превосходит всех в этом фильме в роли похотливого маленького тролля, который получает то, что хочет, и, кажется, не обращает внимания (или даже не замечает) очевидного отвращения к нему со стороны Майклз». Наконец, Ханс Воллстейн также отметил Хелтона, который «превращает свой образ жалкого коротышки в довольно зловещего развратника, готового на небольшой шантаж, чтобы удовлетворить своё либидо».

В 1954 году Хелтон появился в пяти фильмах, включая мюзикл «Звезда родилась» (1954) с Джуди Гарленд и Джеймсом Мейсоном, фантастический семейный фильм «20 000 лье под водой» (1954) с Кирком Дугласом и Мейсоном, а также мюзикл с Бингом Кросби «Светлое Рождество» (1954). Среди шести фильмов Хелтона 1955 года выделяются фильм нуар Роберта Олдрича «Целуй меня насмерть» (1955), политическая судебная драма «Суд» (1955) с Гленном Фордом и Дороти Макгуайр, тюремная драма «Побег» (1955), а также нуаровая мелодрама «Женщина без мужчин» (1955) с Мэри Виндзор в главной роли. В 1956 году наиболее значительными фильмами Хелтона стали историческая мелодрама «Диана» (1956) с Ланой Тёрнер, а также политический фильм нуар «Босс» (1956) с Джоном Пейном, однако роли Хелтона в обоих фильмах были эпизодическими. В 1957 году Хелтон появился в музыкальном фильме с Элвисом Пресли «Тюремный рок» (1957) и комедии с Джин Симмонс «Долгожданная ночь» (1957), а в 1958 году он сыграл в вестернах «Гордый бунтарь» (1958) с Аланом Лэддом и Оливией Де Хэвилленд, и «Пастух» (1958) с Гленном Фордом и Ширли Маклейн, а также в комедии с Полом Ньюманом «Собирайтесь вокруг флага, ребята!» (1958). В 1959 году Хелтон сыграл в единственном фильме, комедии «Спросите любую девушку» (1959) с Дэвидом Найвеном и Ширли Маклейн.

После романтической комедии «Там, где ребята» (1960) и мелодрамы «Не позволяйте никому написать мою эпитафию» (1960) Хелтон вернулся в кино в 1962 году с ролью в популярной музыкальной комедии «Музыкант» (1962) с Робертом Престоном и вестерном Сэма Пекинпы «Скачи по высокогорью» (1962) с участием звёзд жанра Рэндольфа Скотта и Джоэла Макри. Другими заметными фильмами Хелтона в 1960-е годы стали комедийный вестерн «Четверо из Техаса» (1963) с участием Фрэнка Синатры и Дина Мартина, комедия «Хитрые дельцы» (1964) с Джеймсом Гарнером и Ли Ремик, криминальная драма Роберта Олдрича «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964) с Бетт Дейвис и Оливией Де Хэвилленд, вестерн «Сыновья Кэти Элдер» (1965) с Джоном Уэйном и Дином Мартином и комедийный вестерн с Генри Фондой «Большой куш для маленькой леди» (1966).

В 1968 году Хелтон предстал в образе «„геральдического вестника“ в чудаковатом музыкальном фильме „Голова“ (1968) с поп-группой Monkees (он появлялся на пороге дома музыкантов с красивой блондинкой, прикованной наручниками к его запястью)», а также был «предателем по кличке Милое личико в криминальном вестерне „Бутч Кэссиди и Санденс Кид“ (1969)» с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом.

Карьера на телевидении

В период с 1950 по 1971 год Хелтон сыграл в 181 эпизоде 127 различных телесериалов. Его было можно увидеть в сериалах «Дик Трейси» (1950), «Детектив на первую полосу» (1951), «Приключения Супермена» (1953), «Шоу Эбботта и Костелло» (1954), «Одинокий рейнджер» (1955), «Миллионер» (1955), «Альфред Хичкок представляет» (1955—1961), «Театр научной фантастики» (1957), «Письмо к Лоретте» (1957—1958), «Приключения Рин Тин Тина» (1957—1959), «Мэверик» (1957—1960), «Сансет-Стрип, 77» (1959), «Дымок из ствола» (1959—1966), «Бонанза» (1959—1967), «Неприкасаемые» (1960), «Сыромятная плеть» (1961), «Ларами» (1961—1963), «Перри Мейсон» (1961—1965), «Сумеречная зона» (1963—1964), «Правосудие Берка» (1964), «Станция Юбочкино» (1965—1970), «Зелёные просторы» (1966—1969), «Напряги извилины» (1968), «Миссия невыполнима» (1971) и многих других. В частности, он запомнился регулярной ролью перепачканного обиженного банковского клерка Гомера Кретчита в шести эпизодах семейного комедийного сериала «Деревенщина с Беверли-Хиллс» (1968—1969).

Актёрское амплуа и оценка творчества

Как отмечено на странице актёра в Internet Movie Database, Хелтон был «одним из самых узнаваемых лиц и одним из самых узнаваемых голосов голливудских фильмов 1950-х годов». Среди других актёров он выделялся «невысоким ростом и скрипучим, сиплым голосом», «его персонажи часто были болтливы, при этом он говорил мягко и с придыханием».Как пишет историк кино Джим Бивер, «его миниатюрное телосложение и неподражаемый голос позволили ему сыграть в широком спектре фильмов и телесериалов в период с конца 1940-х и до конца 1960-х годов».

Хэл Эриксон подчёркивает, что зрители часто узнавали его на экране, но не могли вспомнить его имени, так как более чем в сотне своих картин он часто играл запоминающиеся эпизодические роли, при этом его имя не всегда указывалось в титрах. «Вечно сгорбленный и с постоянной одышкой, он играл многих — он был и несносным клерком, и любопытным почтальоном, и вспыльчивым барменои, и назойливым кондуктором поезда, и дрожащим от страха стукачом». При этом, как отмечено в биографии Хелтона на сайте Turner Classic Movies, «своим точно просчитанным оценивающим взглядом и искусно произнесённой фразой он мог оказаться в центре внимания в присутствии любых звёзд». На протяжении последующих четырёх десятилетий Хелтон выдал целую галерею негодяев и мошенников, включая пьяниц, подонков, подручных и чудаков во всём — от шикарных оскароносных мюзиклов типа «Музыкант» (1962) до суровых послевоенных триллеров «Целуй меня насмерть» (1955), от вестернов категории В до эксцентричных комедий Дина Мартина и Джерри Льюиса. Среди его многочисленных актёрских работ более всего его сегодня помнят по небольшим, но памятным ролям в фильмах «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» и «Как выйти замуж за миллионера».

Личная жизнь

С 1931 года и вплоть до своей смерти в 1971 году Хелтон был женат на актрисе Эдне Хелтон, детей у них не было.

Смерть

Перси Хелтон умер 11 сентября 1971 года в Голливуде в больнице, ему было 77 лет.

Фильмография