Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Октобас

Октобас (также может называться октавный контрабac или cyбконтрабac, итал. Ottobasso, фр. Octobasse, нем. Oktobass, англ. Octobass) — экспериментальный, самый крупный по размерам (около четырёх метров в высоту) и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, родственный контрабасу.

История создания инструмента

Скрипичные мастера одно время предположили, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. И тогда они начали экспериментировать. Сохранилось несколько экземпляров гигантских контрабасов — их и называют октобасами. В одном из музеев Англии демонстрируется инструмент под названием «Голиаф». Его длина — 2 метра 60 сантиметров.

Предполагалось, на Голиафе играли два человека: один стоял высоко на табуретке и зажимал струны, другой — играл при помощи смычка. Игра на нём происходила с невероятным трудом.

Другой октобас был сделан Жаном Батистом Вийомом в 1849 году, высота которого была около четырёх метров — образец октобасa в коллекции Musée de la Musique в Париже — 3,48 метра в длину, когда полный размер контрабаса, как правило, около 2 метров в длину. Но, как ни странно, играть на нём было проще, чем на «Голиафе», потому что Вильом предусмотрел оригинальные приспособления. Октобас устанавливался и укреплялся вертикально, а музыкант поднимался на площадку, специально для него построенную. Но даже в таком положении шейка октобаса оказывалась высоко над головой музыканта, и прижимать струны к грифу пальцами было невозможно. Поэтому Вильом пристроил к октобасу механизм, управляемый педалями и ручными рычагами. Музыкант стоял на одной ноге, а другой нажимал педали. Смычок он держал в правой руке, а левой оперировал рычагами. От педалей и рычагов к грифу шли длинные тяги, связанные с планками, расположенными поперек грифа над струнами. При нажатии какой-нибудь педали или одного из рычагов соответствующая планка прижимала струну к грифу.

Октобас Вильома впечатлял своими размерами, но и он не был ещё самым большим. Мастер Джон Гейер из североамериканского города Цинциннати построил инструмент высотой в четыре с половиной метра. Ширина этого октобаса достигала двух метров, так что поперек его корпуса свободно можно было уложить обычный контрабас.

Но широкого распространения октобасы не получили. Это объясняется даже не очевидным их неудобством из-за размеров, а тем, что мастера не получили ожидаемой силы и насыщенности звучания. Конечно, октобас мог издавать более низкие звуки, но никакими другими преимуществами перед контрабасом, как выяснилось на практике, он не обладал. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Тем не менее октобасы до сих пор участвуют в некоторых современных музыкальных представлениях.

Строй инструмента

Современный oктобас (cyбконтрабac) имеет три струны, которые настроены на до субконтроктавы, соль субконтроктавы и ре контроктавы: C0 (16.4 Гц), G0 (24.5 Гц) и D1 (36.7 Гц). Таким образом, самая низкая нота октобаса соответствует нижней границе слышимого диапазона для человека (16 Гц — 20 кГц), тем самым достигнут предел и дальнейшее продление диапазона в область низких частот нецелесообразно, так как будет не слышимо.

Практически применяемый диапазон октобаса сравнительно невелик: от C0 (до субконтроктавы) до A1 (ля контроктавы, 7-й лад струны ре).

Техника игры на октобасе

Так как высота инструмента почти 4 метра, на октобасе играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального рычажного механизма — для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.

Приёмы игры на октобасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его очень крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на октобасе значительно ограничена, так как прижатие струн происходит не рукой, а рычажным механизмом. Это сильно снижает скорость исполнения быстрых пассажей, скачков, гамм.

Основная сфера применения октобаса — симфонический оркестр, если в произведении композитор специально включил партию для него.

Октобас был использован в своих произведениях многими композиторами, включая Рихарда Вагнера, который уделял особое внимание плотности звучания произведения, басовым и контрабасовым инструментам, Гектора Берлиоза, Рихарда Штрауса, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Петра Ильича Чайковского и других . Наиболее современные произведения с октобасом — это «Genesis» и «Four Poems» американского композитора Адама Гилберти.