Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Bombardier Global Express

Bombardier Global Express — большой сверхдальнемагистральный административный самолёт, производимый компанией Bombardier Aerospace на заводе компании в г. Торонто. В настоящее время выпускаются три варианта модели: Global Express, Global 5000 и Global 6000. Global Express имеет военные модификации Raytheon Sentinel и E-11A. Global Express может без дозаправки преодолевать межконтинентальные расстояния на таких маршрутах, как Нью-Йорк — Токио, и связывать любые два города на планете с одной дозаправкой. Конкурентами Global Express являются Airbus A319ACJ, Boeing Business Jet и Gulfstream G500/G550. Среди комплектующих самолета есть детали российского производства (шасси).

Разработка

Разработка самолёта началась в 1991 году; официально программа была запущена в 1993 г. Первый полёт состоялся 13 октября 1996 г.

Global Express имеет общие с Bombardier CRJ сечение фюзеляжа и длину, однако, несмотря на сходства, два самолёта значительно отличаются друг от друга, поскольку предназначены для различных условий эксплуатации. Global Express оснащён полностью переработанным крылом со сверхкритическим профилем, стреловидностью 35° и законцовками, а также новым T-образным хвостовым оперением. На самолёт устанавливаются турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce BR700, оснащённые системой FADEC. Стеклянная кабина пилотов оснащена навигационно-пилотажной системой Honeywell Primus 2000 XP с шестью ЖК-экранами и поставляемыми по заказу коллиматорными экранами.

Программа Global Express была объявлена 28 октября 1991 г. на конференции NBAA. В сентябре 1992 года на конференции NBAA был выставлен полноразмерный макет салона нового бизнес-джета. Проработка концепции началась в начале 1993 года, а официально программа была запущена 20 декабря 1993 г. Высокоскоростная конфигурация самолёта была утверждена в июне 1994 г.; в августе была утверждена низкоскоростная конфигурация.

Три дочерних компании Bombardier отвечают за три части проекта: Canadair является основным проектантом и производит носовую часть самолёта; Short Brothers отвечает за разработку и производство мотогондол, горизонтальных стабилизаторов и передней части фюзеляжа; de Havilland Canada строит заднюю часть фюзеляжа, вертикальный стабилизатор и осуществляет сборку всего самолёта. Крупнейшим иностранным партнёром является японская компания Mitsubishi Heavy Industries, отвечающая за производство крыльев и центроплана.

Global 5000

Global 5000 (Bombardier BD-700-1A11) разработан на базе модели Global Express, имеет укороченный на 81,3 см фюзеляж и уменьшенную на 2200 км дальность. Модель вмещает до 19 пассажиров.

Самолёты собираются в Торонто на той же линии, что и Global Express XRS, а затем неокрашенные перелетают в Монреаль, Саванну или Саокию для окончательной сборки.

Первый Global 5000 (с/н 9127) поднялся в воздух 7 марта 2003 г. Во время первого полёта были испытаны основные системы, управляемость и лётные характеристики самолёта. В июне 2003 года Global 5000 был впервые показан на авиашоу в Ле-Бурже.

Global 5000 может пролететь около 9300 км без дозаправки при скорости 850 км/ч.

Global 6000

Global 6000 (ранее известный под названием Global XRS) является улучшенной модификацией изначальной модели. Самолёт предлагает более высокую крейсерскую скорость, повышенную дальность, улучшенные планировку салона и освещение. Повышение дальности достигнуто за счёт установки дополнительного бака на 674 кг топлива в корневой части крыла. Первый Global Express XRS был поставлен заказчику в начале 2006 года. Стоимость самолёта составляет около 45,5 миллионов долларов.

Варианты

  • Global Express — заводское обозначение , базовая модель.
  • Global Express 6000 — ранее Global XRS
  • Global Express 5000 — заводское обозначение
  • Raytheon Sentinel R1 — самолёт-разведчик компании Raytheon на платформе Bombardier
  • E-11A — самолёт ВВС США на базе Global Express.

Использующие армии

Ботсвана
  • Авиационное крыло сил самообороны Ботсваны — один самолёт Global Express для перевозки членов правительства.
Германия
  • ВВС Германии (Luftwaffe) — четыре VIP-самолёта
Малайзия
  • Королевские ВВС Малайзии — один VIP-самолёт
Великобритания
  • Королевские ВВС — пять Raytheon Sentinel R1
  • Вооружённые силы Свазиленда
США
  • ВВС США — Northrop Grumman E-11A
Мексика
  • ВВС Мексики — один заказ
Индия
  • ВВС Индии — один самолёт

Потери самолётов

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 31 октября 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 7 самолётов Bombardier Global Express. Попыток угона не было. Всего в этих происшествиях погибли 2 человека.

Технические характеристики

Источник данных: Bombardier

Технические характеристики
  • Экипаж: 2-3 пилота
  • Пассажировместимость: 8 VIP, 19 макс.
  • Грузоподъёмность: (при макс. заправке) 850 кг
  • Длина: 29,5 м
  • Высота: 7,7 м
  • Масса пустого: 23061 кг
  • Масса снаряжённого: 25401 кг
  • Максимальная взлётная масса: 41957 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 17804 кг
  • Силовая установка: 2 × ТНВД Rolls-Royce BR700
  • Тяга: 2 × 65,6 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч
  • Крейсерская скорость: 904 км/ч
  • Практическая дальность: 9360 км
  • Практический потолок: 15000 м
  • Длина разбега: 1689 м
  • Длина пробега: 814 м