Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.10.2021


14.10.2021


14.10.2021


13.10.2021


13.10.2021





Яндекс.Метрика





Без свидетелей

10.08.2021

«Без свидетелей» — советский камерный кинофильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Единственные роли в картине исполняют Ирина Купченко и Михаил Ульянов.

Сюжет

Он (Михаил Ульянов) — бывший муж, Она (Ирина Купченко) — молодая женщина, одна воспитывающая их общего сына-подростка Диму. За девять лет до показанных событий Он развёлся с Ней и ушёл к дочери своего начальника, уважаемого в научном сообществе человека, академика. У неё от Него родилась дочь, в которой Он души не чает.

Однажды вечером, после концерта любимой дочери («Представляешь? Такая кроха, с таким бантом — и Дебюсси!»), Он навещает бывшую супругу, чтобы посмотреть, как живут Его любимые люди. В ходе визита Он серьёзно выпивает и узнаёт, что Она собирается замуж за Его бывшего друга Валентина Шляхова. Всё бы ничего, но в молодости Он ещё с одним своим другом написал на Шляхова анонимку, из-за которой на того обрушились крупные неприятности. Он начинает понимать, что, если они начнут жить вместе, то речь обязательно зайдёт о том письме и Его многолетней карьере придёт конец.

После признания бывшей жены Он начинает вести тонкие психологические игры, направленные против Неё. Зная, что Дима — не Её родной сын (мальчик родился от другой женщины), Он начинает давить на Неё, угрожая, что всё расскажет юноше, и ставит ультиматум: либо Шляхов, либо Дима. Плачущая мать выбирает Диму. Он заставляет позвонить Её Шляхову и сказать ему, что между ними всё кончено. Она, еле сдерживаясь, выполняет требование бывшего мужа и закрывается от него в чулане.

За этой сценой следует монолог героя Ульянова, ворвавшегося в сколоченный собственными руками чулан, о том, что все эти девять лет он любил только Её, что всю жизнь Он был бездарностью и работал только ради того, «что можно руками потрогать». Она кричит ему: «Я больше не люблю тебя!» В финале дверь чулана прорубают топором вернувшиеся домой Шляхов и Дима.

Проходит несколько лет. За кадром звучит Её голос, рассказывающий, что Дима служит в армии и совсем недавно к нему приезжал постаревший и осунувшийся отец. После кончины начальника-академика Он окончательно спился и лечится в наркологической лечебнице.

В ролях

  • Ирина Купченко — Она
  • Михаил Ульянов — Он
  • Эдуард Артемьев — дирижёр

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Никита Михалков
    • Софья Прокофьева
    • Рамиз Фаталиев
  • Режиссёр-постановщик: Никита Михалков
  • Оператор-постановщик: Павел Лебешев
  • Художники-постановщики:
    • Александр Адабашьян
    • Игорь Макаров
    • Александр Самулекин
  • Композитор: Эдуард Артемьев
  • Звукооператоры:
    • Валентин Бобровский
    • Владимир Мазуров
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии
  • Дирижёр: Эмин Хачатурян
  • Режиссёр: Евгений Цымбал
  • Монтаж: Элеонора Праксина
  • Директор картины: Вилли Геллер

Создание

  • Пьесу Софьи Прокофьевой в журнале «Театр» прочёл Михаил Ульянов и предложил её Никите Михалкову для театральной постановки. Начались репетиции, которые продолжались до тех пор, пока Михалков не получил предложение снять фильм по этой пьесе. Спектакль в результате театральных разногласий так и не вышел на сцену.
  • На протяжении фильма у героя Ульянова меняется форма черепа и увеличиваются зубы. Таким образом подчёркивается преобразование героя из добропорядочного человека в настоящего монстра.

Когда ограничиваешь себя максимально в возможностях, начинаешь идти вглубь. Когда у тебя два актёра, одна декорация, один телевизор, в котором идёт одна программа, и ты должен найти возможность зрителя увлечь тем, что происходит. Это адская работа, но абсолютно необходимая, как очищение от всего того, к чему ты привык.

Н. Михалков в программе «Бесогон», 15.11.2012

Я картину мог снимать только в хронологическом порядке. И это давало возможность развития, последовательно, по миллиметру, которые так или иначе сделали эту картину такой, как она есть.

Н. Михалков в программе «Бесогон», 15.11.2012
  • В фильме использована музыка Кристофа Глюка.
  • В фильме присутствуют ссылки на киноработы других режиссёров. Так, в одном из эпизодов герой Ульянова обращает внимание на музыкальный номер в телевизионном эфире с участием Леонида Броневого со словами: «О, гляди, Мюллер. Поёт!», намекая на роль Броневого в телефильме «Семнадцать мгновений весны». В другом, размышляя об уместности употребления слова идиот, вспоминает одноимённый фильм с участием Юрия Яковлева.

Награды и номинации

  • 1983 — МКФ в Москве. Приз ФИПРЕССИ (Никита Михалков).
  • 1984 — XVII Всесоюзный кинофестиваль (Киев) в программе художественных фильмов: приз и диплом за режиссуру (Никита Михалков).
  • 1984 — МКФ в Вальядолиде. Приз испанской Федерации киноклубов (Никита Михалков).