Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Нижегородский трамвай

Нижегородский трамвай — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, возглавляет тройку старейших электрических трамвайных систем в России (наряду с трамваями Курска и Орла).

Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай. Трамвайное движение было открыто 8 (20) мая 1896 года. Первый трамвай в Российской империи запустили в Киеве в 1892 году. В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.

На нижегородском трамвае применяется стандартная в России колея 1524 мм (5 футов). Протяжённость линий (по оси улиц) на сентябрь 2016 года составляет 76,5 км, что выводит его на 4-е место в России по данному параметру. Среднесуточный объём перевозок — около 200 тыс. пассажиров (оценочно, исходя из числа проданных билетов). Линии обслуживаются тремя депо, выпускающими в общей сложности примерно 190 14-метровых четырёхосных вагонов. Оператором нижегородского трамвая выступает МУП «Нижегородэлектротранс».

В настоящее время сеть трамвая едина, хотя некоторые участки по районам города не используются в маршрутном движении. Так, сормовские маршруты (№ 6 и 7) нигде не соприкасаются с остальными. От их конечной остановки на Московском вокзале до остановок других трамваев необходимо пройти не менее 400 метров.

Трамвайная система имеет достопримечательные крутые съезды к Оке и Волге. Достаточно большое количество разных раритетных трамваев имеется в музее электротранспорта при МУП «Нижегородэлектротранс».

За 2013—2014 годы было закуплено 30 полу-низкопольных трамваев. В марте 2014 года поступил на испытания 100 % низкопольный трамвай модели 71-409.

История

Фонарный трамвай Путиловского завода на конечной станции «Скоба» в Нижнем Новгороде

Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года и необычно тем, что в первом году было открыто четыре разных трамвайных системы трёх разных владельцев, причём на линиях разных владельцев применялась разная ширина колеи.

8 (20) мая было открыто движение по однопутной Кунавинской линии длиной 4,3 км колеи 1524 мм немецкой компании «Сименс и Гальске». Линия шла от главного входа Выставки по территории Кунавина мимо железнодорожного вокзала, через Ярмарку до плашкоутного моста.

9 (21) июня открылась линия колеи 750 мм, проходившая односторонним кольцом протяжённости 3,7 км по территории самой Выставки (сейчас это территория сада им. 1 Мая), принадлежащая «Товариществу для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº», уже имевшему опыт эксплуатации ледового трамвая в Санкт-Петербурге. Линия имела нижний токосъём, а в вагонном парке имелся специальный салон-вагон для августейшей фамилии.

В тот же день открылись две линии фирмы «Р. К. фон Гартман и Кº», которые имели колею 1000 мм и располагались в самом городе. Обе линии были однопутными, с разъездами. Верхняя линия протяжённостью 3,7 км шла из Кремля по Большой и Малой Покровским улицам, по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас на его месте гостиница «Azimut»). Нижняя линия протяжённостью 1,4 км шла от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста. Концы двух линий несколькими днями позже соединились элеваторами (Кремль со Скобой — Кремлёвским, площадь у моста со Смирновским садом — Похвалинским), в результате чего гартмановская система приобретала вид замкнутого кольца.

С 16 (28) июня трамваи Кунавинской линии пошли по плашкоутному мосту на правый берег Оки к Похвалинскому элеватору. Первоначально линия продолжалась по набережной до Софроновской площади, дублируя нижнюю линию Гартмана, однако впоследствии власти города предписали «избыточный» участок линии демонтировать.

Оплата проезда в трамвае изначально была разной на разных линиях. Поездка по сименсовской линии обходилась в 10 копеек, на подобедовской — 5 копеек (позже 19 часов — 10 копеек). На гартмановских трамваях и фуникулёрах было установлено разделение на классы (салон вагона делился перегородкой на две части): поездка в первом классе стоила 5 копеек, во втором — 3 копейки; действовали льготы для учащихся, которые платили 3 копейки в первом классе, а во втором могли ехать бесплатно. Кроме того, права бесплатного проезда на определённых условиях получали полицейские и почтовые служащие. Были установлены и запреты на пользование трамваем для некоторых категорий людей.

Подобедовская и сименсовская линии задумывались как временное предприятие, своего рода экспонат Выставки, и были закрыты с её завершением. Однако сименсовская линия была выкуплена фирмой Гартмана и движение на ней было восстановлено до вокзала (с некоторым изменением трассы по Ярмарке). Правда, из-за отсутствия постоянной связи между берегами Оки связь между Кунавиным и Нижним Новгородом прерывалась при каждом ледоходе и ледоставе, порой очень надолго.

Отношения города и фирмы Гартмана регулировались заключённым в мае 1895 года «Основным трамвайным договором», согласно которому город считался формальным собственником всех линий, а фирма Гартмана получала право аренды (концессию) на 35 лет. Однако уже в 1897 году фон Гартман продаёт права концессии «Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения», которое становится монополистом в трамвайном деле до 1908 года.

Практическая информация

Тарифы

Стоимость проезда 28 рублей наличными и 26 рублей по транспортной карте с 15 августа 2017 года. Билет покупается в вагоне у кондуктора или водителя. Есть возможность бесплатной пересадки, с подключённой услугой 60 или 90 минут на транспортной карте. Существуют проездные тарифы на календарный месяц и проездные электронные карты (льготные, студенческие, школьные, общегражданские). Оплата проезда контролируется контролёрами.

Подробная сетка тарифов представлена на сайте транспортной карты.

Конечные станции

Действующие

  • Чёрный пруд — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты № 1, № 2, № 11, № 21.
  • Улица Маслякова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршрут № 5.
  • Трамвайное депо № 1 — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршруты № 19, № 27.
  • Мыза — конечная станция в Приокском районе, обслуживает маршруты № 5, № 19.
  • парк «Дубки» — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршруты № 3, № 21.
  • Московский вокзал (тоннель) — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты № 6, № 7.
  • Московский вокзал — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты № 1, № 3, № 27, № 417.
  • Станция метро «Автозаводская» — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
  • Улица Игарская — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршрут № 8.
  • 52 квартал — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 417.
  • Гнилицы — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 8.
  • Улица Строкина — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
  • Лапшиха — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршрут № 18.
  • Площадь Лядова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты № 2, № 18.
  • Улица Ярошенко — конечная станция в Московском районе, обслуживает маршрут № 7.
  • Центр Сормова — конечная станция в Сормовском районе, обслуживает маршрут № 6.
  • Служебные и резервные — пл. Комсомольская, ул Игарская (ул. Аксакова), Малышево, Соцгород-1.

Подвижной состав

По состоянию на 2019 год применяемый для перевозки пассажиров подвижной состав Нижегородского трамвая представлен исключительно 14-метровыми четырёхосными вагонами разных моделей:

  • Tatra T3 (с 1977 года)
  • Tatra T6B5 (с 1989 года)
  • 71-605 (с 1973 года)
  • 71-608КМ (с 1998 года)
  • 71-619 (с 2005 года)
  • Tatra T3SU КВР ТРЗ (с 2007 года)
  • 71-623 (с 2009 года)
  • ЛМ-2008 (с 2009 года)
  • 71-407 (с 2012 года)
  • 71-403 (c 2012 года)
  • 71-409 (с 2014 года)
  • РВЗ-6М2 (с 2015 года после КВР)

Вагоны 71-403, 71-407, 71-623, ЛМ-2008, и 71-608 эксплуатируются только в одновагонных поездах, вагоны других типов (с 2018 года — КТМ-19) — частично в двухвагонных поездах, составленных по системе многих единиц. Ранее на Нижегородском трамвае применялись трёхвагонные поезда, составленных по системе многих единиц из вагонов КТМ-5.

В августе 2007 года в город поступили первые вагоны Tatra T3, прошедшие капитальный ремонт на Московском Трамвайно-ремонтном заводе. Эти вагоны получили новый внешний облик и салон.

В ноябре 2018 года, прибыли, ранее эксплуатировавшиеся в Москве 11 вагонов 71-153. В феврале и августе 2020 года, Москва отдала Нижнему Новгороду 10 вагонов 71-619А.

Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:

  • Вагоны фирмы Эрликон (колея 1000 мм; с 1896 по1929? год; в 1923 году часть вагонов была перешита на колею 1524 мм)
  • Фонарные вагоны Путиловского завода (колея 1524 мм; с 1896 по 1930-е годы; в середине 1920-х годов подвергались модернизации с установкой оборудования вагонов типа Ф с использованием частей списываемых вагонов фирмы Эрликон)
  • Вагоны варшавского завода Гостыньского (колея 1524 мм; по 1920-е годы, период поступления неизвестен)
  • Ф (с 1925 по 1950? год)
  • МС/ПС (1927 год?, период неизвестен)
  • Х/М (с 1929 по 1968 год)
  • КМ (с 1935 по 1973 год)
  • МТВ-82 (с 1949 по 1977 год)
  • КТМ/КТП-1 (с начала 1950-х по начало 1960-х годов)
  • ЛМ/ЛП-49 (с 1958 по 1980 год)
  • ЛМ-57 (с 1961 по 1983 год)
  • ЛМ-68 (с 1970 по 1981 год)
  • ЛМ-68М (с 1975 по 1987 год)
  • РВЗ-6 (с 1961 по 2005 год)
  • РВЗ-7 (с 1976 по 1982 год, на испытаниях)

Экземпляры вагонов Х, КМ, МТВ-82, ЛМ-49, ЛМ-57, РВЗ-6 и РВЗ-7 имеются в музее МУП «Нижегородэлектротранс» (на территории трамвайного депо № 1, ул. Генерала Ивлиева, 1). Кроме того, в музее имеется вагон, стилизованный под дореволюционные вагоны с открытыми площадками типа Эрликон.



Музейные вагоны:

  • Вагон Эрликон в музее

  • Вагон Х в музее

  • Вагон КМ в музее

  • Вагон ЛМ-49 в музее

  • Вагон ЛМ-57 в музее

  • Вагон МТВ-82 в музее

  • Вагон РВЗ-6М2 в музее

  • Вагон РВЗ-7 в музее

Депо

В течение уже длительного времени, с 60-х годов XX века, нижегородский трамвай обслуживают три депо. Официально депо обозначаются номерами, но имеют и неофициальные названия.

  • 1 (Нагорное), расположено в Советском районе, микрорайон Нагорный. Открыто в 1968 году. Обслуживает маршруты № 2, 5, 11, 18, 19, 27. При депо действует музей.
  • 2 (Гордеевское или Сормовское), расположено в Канавинском районе, на Гордеевке. Открыто в 1932 году. Обслуживает маршруты № 1, 3, 6, 7, 21,
  • 3 (Автозаводское), расположено в 52-м квартале Автозаводского района. Открыто в 1965 году. Обслуживает маршруты № 3, 8, 22, 417.

Депо № 1 до 1968 года располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа. До 1925 года в верхней части города имелось два депо на Малой Покровской улице, построенных в 1896 и 1901 годах и закрытых с открытием Кремпарка.

Нынешнее депо № 2 открыто на базе перенесённого Канавинского парка (Канпарка). Канпарк находился напротив нынешнего кинотеатра «Канавинский» с 1896 года, сгорел в 1926 и был вновь отстроен в 1927 году. Кроме того, в нижней части города имелся небольшой сарай рядом с Похвалинским элеватором, изначально бывший депо, но после объединения Канавинской и Нижнепосадской линий использовавшийся только для ночного осмотра вагонов. Этот сарай не восстанавливался в 1923 году. В 1926—1927 годах все линии трамвая в городе обслуживались одним Кремлёвским парком.

Обслуживание автозаводских маршрутов до 1965 года выполнялось депо № 2, имевшим в Ленинском районе филиал, так называемый Восточный ремонтный пункт, открытый в 1959 году. Сейчас на его площадке размещается троллейбусное депо № 3.

Депо и подвижной состав

Во всех трёх трамвайных депо по состоянию на 2019 год эксплуатируются трамваи 10 моделей. На данный момент, наполовину обновлён подвижной состав трамвайного депо № 1. Во втором трамвайном депо половина парка — трамваи Чехословацкого производства Татра Т3 и Татра Т6В5. Трамвайное депо № 3 имеет один из старых типов трамваев — 71-605 (КТМ-5), которые являются основой подвижного состава данного трамвайного депо. В 2005—2009 годах поставлялись новые трамваи модели 71-619 в трамвайные депо № 1 и № 3. В первом и во втором трамвайных депо вместе с трамваями старых моделей эксплуатируются трамваи более новых моделей 71-403, 71-407 и по одному трамваю моделей 71-623 (в 1-м трамвайном депо), 71-409 (во 2-м трамвайном депо). В трамвайном депо № 2 имеются 12 вагонов ЛМ-2008, 11 из них — переданы из Москвы. Ранее пассажирские перевозки осуществлялись трамваями моделей Эрликон, «Ф»,"Х", КМ, различных модификаций ЛМ (ЛМ-36, ЛМ-49, ЛМ-57, ЛМ-68), МТВ-82, РВЗ-6 и РВЗ-7. На 2019 год трамваи Эрликон и его прицеп, «Х» № 2, КМ № 162, ЛМ-49 № 687, ЛМ-57 № 2567, МТВ-82 № 547, РВЗ-6 № 2830 и РВЗ-7 № 2604 стоят в музее электротранспорта, в трамвайном депо № 1.

Путевое хозяйство

Трамвайно-железнодорожные пересечения

Действующие

  • На улице Чкалова вблизи остановки «Центральный рынок»; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод имени Воробьёва;
  • На Зелёной улице; линия от станции Нижний Новгород-Московский на заводы «Красная Этна» и «Румо»;
  • На Каракумском переулке; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Красная Этна»;
  • На улице Космонавта Комарова; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Румо»;
  • На проспекте Кирова; линия от станции «Кустовая» на Горьковский автомобильный завод;
  • На проспекте Ленина; два пересечения линии от станции Кустовая на Горьковский автомобильный завод;

Ликвидированные

  • На Ореховской улице; линия от станции «Петряевка» на цементный завод; закрыта в 2014 году;
  • На Сормовском шоссе, в районе пересечения с ул. 50 лет Победы. До начала 2000-х гг. между этими линиями имелась связка. В настоящее время вытяжной тупик Нижегородского машзавода и линия от станции «Варя» на завод «Нефтегаз» находится в непосредственной близости от трамвайной линии.
  • На улице Пржевальского; линия на Сормовскую кондитерскую фабрику;
  • На Рельсовой улице; линия от станции «Петряевка» на завод «Мостстрой»;