Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.09.2021


25.09.2021


25.09.2021


24.09.2021


24.09.2021





Яндекс.Метрика





Мокрый, Семён Владимирович

05.05.2021

Мокрый Семён Владимирович (10 апреля 1927 — 30 января 2002) — советский и российский инженер-конструктор ракетно-космической техники. Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Заместитель Главного конструктора Центрального специализированного конструкторского бюро «ЦСКБ-Прогресс» Д. И. Козлова. Лауреат премии Совета Министров СССР по науке и технике.

Биография

Родился 10 апреля 1927 года.

С 1934 по 1941 гг. — С. В. Мокрый до начала Великой Отечественной войны успел окончить только семь классов общеобразовательной школы (все с отличием).

С 1943 по 1947 гг. — Обучение в Таганрогском авиационном техникуме (Ростовская область).

Будучи студентом техникума, за отличную учёбу С. В. Мокрый был направлен на работу в авиационное конструкторское бюро Роберта Бартини (три месяца стажировки у итальянца). Там ему была поручена разработка высотного оборудования для самолётов. За эти месяцы С. В. Мокрый заработал себе на новую одежду, обувь и питание, поскольку пять лет проживания в общежитии были не самыми сытыми.

14 сентября 1947 года по завершении учёбы в техникуме С. В. Мокрый направлен в Куйбышев (ныне Самара) на Государственный авиационный завод № 1 имени Сталина конструктором в серийно-конструкторский отдел.

В этот период на заводе готовили первую партию самолётов МиГ-9 к Параду Победы на Красной Площади 7 ноября 1947 года. У всей партии самолётов установка насоса горючего оказалась неудачной, требовалось срочное устранение этой недоработки. «Из Вас получится отличный конструктор», — сказал С. В. Мокрому начальник группы двигателей, когда принимал работу. Слова оказались пророческими. Подтверждением их является вся последующая 55-летняя трудовая деятельность С. В. Мокрого в «ЦСКБ-Прогресс».

С. В. Мокрый в серийно-конструкторском отделе Государственного авиационного завода № 1 имени Сталина последовательно занимал должности конструктора, инженера. С 1950 года работал старшим инженером группы, с 1957 года — начальником группы. Осваивал и строил сначала самолёты-истребители МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-21.

С. В. Мокрый участвовал (в группе гидравлики и управления) в изготовлении опытного образца самолёта-перехватчика Ла-250, а также среднего бомбардировщика Ил-28. Много знаний, сил и времени было отдано бомбардировщику Ту-16, на котором он вёл узел заправки в воздухе, как для самолёта-заправщика, так и для заправляемого. Непосредственно он руководил изготовлением ответственных узлов систем управления и гидравлики различных модификаций этих ракетоносцев, включая подъёмники ракет.

С 1954 по 1960 гг. — С. В. Мокрый повышает свою квалификацию на вечернем отделении Куйбышевского авиационного института, совмещая учёбу с напряжённой работой на заводе. Женился С. В. Мокрый в 1952 году, а увеличившаяся на двух детей в период учёбы в институте семья ещё долгое время проживала в коммунальной 12-метровой комнате.

Работая на заводе, С. В. Мокрый проявил себя исключительно грамотным, технически эрудированным специалистом, обладающим организаторскими способностями. В этот период на заводе «Прогресс» началось изготовление новой техники — космических ракет. Был период конструкторско-доводочных испытаний узлов различных систем новой ракеты. Узлами пневмогидравлической системы занимался С. В. Мокрый, в том числе и теми, которые были установлены на ракету для запуска Ю. А. Гагарина.

В феврале 1966 года С. В. Мокрого за проявленные качества переводят в Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) — конструкторскую организацию, созданную на базе завода «Прогресс» С. П. Королёвым под руководством главного конструктора Д. И. Козлова, — на должность заместителя начальника конструкторского отдела.

В апреле 1966 года (всего через два месяца) С. В. Мокрый становится начальником вновь образованного отдела по разработке ракет-носителей. Большой вклад С. В. Мокрый внёс в разработку ракеты Н-1, создаваемой для полётов на Луну.

Отдел С. В. Мокрого разработал постамент с особой «создающей парящий эффект» схемой крепления для макета ракеты-носителя «Восток», которая 8 июля 1967 года была установлена в Москве на ВДНХ у павильона «Космос».

При решении технических вопросов С. В. Мокрый всегда находил оптимальные решения, всесторонне обосновывая их. Он лично принимал активное участие в отработке и доводке изделий как на заводе, так и в эксплуатирующих организациях, значительно повышая качество и технический уровень. В качестве примера, в 1983 году, когда встал вопрос о переводе изготовления одного из космических аппаратов ЦСКБ на Ленинградский завод «Арсенал» имени Фрунзе, С. В. Мокрый был назначен ответственным представителем завода (работа велась с 1983 по 1986 гг.).

С 1984 года — заместитель главного конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Д. И. Козлова.

С 1985 года — заместитель начальника отделения 200 (по совместительству).

С ростом завода множилась и его тематика: ракеты, различного типа космические аппараты. С. В. Мокрый причастен ко всем направлениям работы «ЦСКБ-Прогресс» за период с 1947 по 2000 гг. Имя С. В. Мокрого занесено в Книгу почёта предприятия.

30 января 2002 года С. В. Мокрый скончался в своём рабочем кабинете на заводе «ЦСКБ-Прогресс».

С. В. Мокрый прекрасно играл в бильярд. Любил выезжать на природу, особенно на рыбалку. Ходил с ружьём на охоту. «В быту он мог сам всё сделать — умел работать рубанком, топором, стамеской, с металлом. И он любил эту физическую работу».

Награды

  • Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (вручена Медаль «Заслуженный машиностроитель РСФСР»)
  • Лауреат премии Совета Министров СССР по науке и технике
  • Бронзовая медаль ВДНХ
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден «Знак Почета»
  • Орден Дружбы народов
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль имени летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина
  • Медаль имени К. Э. Циолковского
  • Медаль имени С. П. Королёва
  • Памятный знак «Первый в мире искусственный спутник Земли» (к 30-летию работы в отрасли)