Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Массовое убийство в Рачаке

Массовое убийство в Рачаке (алб. Masakra e Reçakut) или инцидент в Рачаке (серб. случај Рачак, масакр у Рачку, инцидент у Рачку) — события в селе Рачак (Автономный край Косово и Метохия, община Штимле (серб. Штимље), сегодня Республика Косово) 15 января 1999 года в ходе военного конфликта между югославской полицией и албанскими повстанцами.

Согласно версии албанских повстанцев, представители югославских силовых ведомств устроили в селе массовую расправу над гражданским населением, убив 45 мирных жителей. Инцидент в Рачаке, поданный в этом свете, послужил поводом для НАТО впервые поднять вопрос о применении силы в отношении Югославии.

По версии югославского информационного агентства «Танюг», в Рачаке имела место операция против группы албанских бойцов, использовавших систему укреплённых пунктов в окрестностях села.

Инцидент

Согласно сербским источникам, 8-10 января 1999 года в окрестностях Рачака произошли несколько нападений бойцов АОК на югославских полицейских, в результате чего погибли 4 сотрудника МВД Союзной Республики Югославии. Вечером 14 января полиция окружила село, так как подозревала, что в нём скрываются убийцы полицейского Светислава Пржича, погибшего 10 января в засаде у села Слилово. В пятницу в семь часов утра полиция начала обстрел села со стороны двух близлежащих холмов, одновременно были обстреляны также соседние села Петра, Малопольце и Реная.

По утверждению Министерства внутренних дел, при попытке полицейских подразделений войти в село по ним был открыт огонь из стрелкового оружия и миномётов, а бойцы АОК укрывались в окопах и импровизированных бункерах. После прорыва обороны повстанцы отступили в горы к югу от села. По сообщениям югославской полиции, в бою были убиты несколько десятков повстанцев, большая часть которых была одета в униформу АОК. При этом трофеями югославов стали несколько пулемётов, две снайперских винтовки, несколько десятков автоматов, ручные гранаты, радиостанция и т. д. С югославской стороны был ранен один полицейский, несколько автомобилей получили повреждения от обстрела.

Жители деревни рассказали журналистам западных информагентств, что полиция, обыскивая село, арестовала 26 мужчин, один из которых был найден мёртвым на следующий день. Один из жителей Рачака, Муса Якупи, рассказал репортеру газеты «The Guardian» как полиция избивала задержанных мужчин, а затем заставила группу жителей бежать вверх по холму, в результате чего крестьяне попали под перекрёстный огонь со стороны полиции и бойцов АОК.

Утром 16 января журналисты различных СМИ на горе Бебуш осмотрели несколько тел погибших, ещё несколько тел были обнаружены ими в самом селе, которое к тому моменту вновь контролировали албанские повстанцы. Всего журналистами были найдены 23 тела на горе и 16 тел в селе. По описаниям журналистов, многие были убиты выстрелом в голову с близкого расстояния, одно из тел было обезглавлено.

АОК признала, что 8 убитых были её бойцами. Днём 16 января на место прибыл Уильям Волкер, который провёл переговоры с местным командиром АОК. В то же время британский генерал Древенкийевич убеждал югославскую полицию не заходить в село, чтобы избежать новых столкновений. В ночь с 16 на 17 января албанцы переместили все тела в местную мечеть.

Так как югославские эксперты отказались заходить в село без сопровождения полиции, на чём настаивал Древенкийевич, 18 января был проведён новый штурм села. Около 60 полицейских при поддержке бронетехники вошли в село, что позволило судье Данице Маринкович в сопровождении трёх международных наблюдателей осмотреть трупы и забрать их в Приштину для дальнейшей экспертизы.

Расследование

Выводы сербских и белорусских экспертов

Совместное исследование белорусских и сербских экспертов в присутствии двух представителей миссии ОБСЕ в крае началось 19 января. Вскрытие тел проводил профессор Вуядин Оташевич. Согласно озвученным экспертами выводам, найденные в селе 40 тел убитых, не были казнены и на их руках найдены следы пороха, что свидетельствовало о том, что убитые держали в руках оружие и об их принадлежности к албанским сепаратистам.

Как утверждает Елена Гуськова, после белорусских экспертов экспертизу провели специалисты из Финляндии. По их мнению, большинство убитых были албанскими военными, затем переодетыми в гражданскую одежду. На пальцах были найдены следы пороха, а пулевые отверстия были найдены на телах, но не на одежде. Однако их доклад не был опубликован.

Выводы комиссии Евросоюза

Комиссия Европейского Союза под руководством Хелены Ранты, укомплектованная в основном финскими специалистами, опровергла выводы сербско-белорусских экспертов. Комиссия ЕС пришла к следующим выводам:

  • Жертвы были безоружными гражданскими лицами, расстрелянными в упор.
  • Тела передвигались до проверки, однако никаких оснований подозревать инсценировку резни со стороны АОК нет.
  • Выводы сербских экспертов о фальсификации доказательств были сделаны до проведения вскрытия.
  • Нахождение тел с 17 по 21 января под контролем сербских сил увеличило вероятность того, что тела перемещались сербской стороной и факты были фальсифицированы ею.
  • Белорусские и сербские эксперты применяли устаревшие технологии, приведшие их к неверным выводам.
  • Сербская сторона активно препятствовала МТБЮ в проведении расследования.

Одной из жертв была молодая женщина, ещё одной жертвой был подросток, остальные — взрослые мужчины. По утверждению следователей Европейского Союза, они не нашли никаких подтверждений мнению, что убитые были комбатантами.

Дальнейшие события

29 января 1999 года организация «Хьюман Райтс Вотч», занимающаяся документированием нарушений прав человека, опубликовала отчёт о событиях в Рачаке, озаглавленный «Yugoslav Forces Guilty of War Crimes in Racak, Kosovo» и основанный на четырнадцати различных интервью с очевидцами нападения.

Выступая в качестве эксперта в Международном суде, главный эксперт финской комиссии утверждала, что заключение комиссии не было фальсифицировано, хотя впоследствии в автобиографии упоминала, что во время её работы представители МИД Финляндии по электронной почте выражали пожелания относительно формулировки выводов.

Директор Института судебной медицины Гамбурга Клаус Пюшель, который изучил заключение финских патологоанатомов, заявил, что экспертиза не показала никаких свидетельств того, что убитые были мирными жителями, и тем более того, что они были убиты сербскими военными. Согласно результатам исследований финских и белорусских экспертов из обнаруженных 45 жертв в Рачаке 39 были бойцами ОАК, убитыми в боях с сербской полицией и привезенными из других районов Косова. Клаус Пюшель поддержал эти выводы.

10 июля 2006 года, через четыре месяца после смерти Слободана Милошевича, Гаагский трибунал исключил из обвинительного списка, предъявленного сербским генералам, в том числе и пункт о массовом убийстве в Рачаке.

Споры о факте казни

По утверждениям Слободана Милошевича в Гаагском трибунале «в Рачаке не было никаких массовых убийств», а «расстрел мирных жителей был инсценирован албанскими бойцами» из Армии освобождения Косова. По словам бывшего президента Югославии, албанские сепаратисты переодели убитых в бою бойцов в гражданскую одежду и собрали трупы в общую могилу для того, чтобы подтолкнуть мировое сообщество к более жёстким мерам против Югославии.

Во время судебного процесса профессор Славиша Добричанин, бывший судмедэкспертом в Приштине, выступив на процессе в качестве свидетеля, подверг сомнению доводы Хелены Ранты.

В свою очередь американский дипломат Уильям Волкер (англ. William Walker (diplomat)), возглавлявший в Косове международную контрольную миссию, заявил, что «никаких признаков боя и переодевания расследование не выявило», а также подверг критике версию Милошевича. Волкер утверждал, что бывший югославский лидер прекрасно знал о том, что происходило в Косове, и лгал об убийствах косовских албанцев. По его словам, первые же увиденные им жертвы были людьми преклонного возраста с седыми волосами. По мнению некоторых наблюдателей заявление Волкера сыграло важную роль в формировании мирового общественного мнения, что, как утверждается, и привело впоследствии к войне НАТО против Югославии.

Судья окружного суда города Крагуевац Даница Маринкович раскритиковал позицию Волкера. По его словам, тела женщин и детей, которые Уолкер якобы нашел в Рачаке, следственной группе обнаружить не удалось.

Однако британский генерал-майор Джон Древенкийевич (англ. John Drewienkiewicz) (военный советник Волкера), который также находился в Косове с миссией ОБСЕ, подтверждает, что в окрестностях Рачака произошёл ожесточённый бой между албанскими бойцами и сербскими подразделениями, и что после этого боя прошло «не менее 15 часов», прежде чем международные наблюдатели прибыли на место и увидели «тела расстрелянных». При этом генерал, сам присутствовавший на месте обнаружения трупов албанцев, заявил, что они были расстреляны сербскими военными.

Память

15 января 2009 года почта Республики Косово выпустила почтовую марку, посвящённую «10-й годовщине резни в Рачаке».