Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


16.04.2021


15.04.2021





Яндекс.Метрика





Мономахов трон

29.03.2021

«Мономахов трон» — Царское место (трон) в Успенском соборе Московского Кремля.

История

Предание рассказывает о войне Владимира Мономаха с Византией, вследствие которой будто бы император отправил в Россию многих сановников и митрополита с троном (Царским местом), регалиями и утварями. Послы, прибыв к великому князю около 1116 года поднесли ему дары, а митрополит венчал его на царство. Легенда времен Российской империи гласила, что трон в Успенском соборе и есть именно тот самый трон, на котором сидел Мономах во время этого венчания. Константинопольский патриарх Иоасаф в 1561 году письменно подтвердил венчание Владимира. Карамзин говорит, что посольство было, только не от Константина Мономаха, а от Алексея Комнина.

Сегодня подтверждается документами, что царь Иван Грозный устроил Царское место (престол) в Успенском соборе в 1551 году. Оно располагалось под шатровой сенью. Узорчатая кровля (сень) стояла на четырёх столбах. Столбы сени стояли на фигурах четырёх животных: лев (лютый, скимент), уена (зверя окрутное, без оберненья шеи — то есть гиена) и два других назывались оскроганами. Они должны были обозначать таинственный смысл как самого трона, так и особенно смысл царского достоинства и сана. Рядом с царским местом находилась написанная по заказу царя икона «Благословенно воинство Небесного Царя».

В Смутное время, возможно, в 1611 году, Царское место было разобрано. И. Е. Забелин предполагает, что по приказу Боярской Думы. При Романовых Царское место было восстановлено.

Описание

Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин (шатёр), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия у него четыре льва, также вырезанные из дерева (в древних описях собора их ошибочно именуют каменными). Царское место имело занавеси, которые задвигали, когда царь переоблачался в соборе.

  • Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля (рисунок Ф. Г. Солнцева)

  • Копия Мономахова трона в экспозиции Исторического музея, 19 век

  • Подлинник панели. Современное состояние (Музеи Московского Кремля)

Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырёх сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками.

Столбики трона поставлены на три панели, на каждой из которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

По мнению исследователей в разработке замысла трона, несомненно, принимал участие наставник юного Ивана IV выдающийся деятель русской церкви XVI века, ныне прославленный как святой, московский митрополит Макарий. Изготовлен трон в России, очевидно, дворцовыми мастерами.

Копия конца XIX века находится в Историческом музее. Она сделана специально для Исторического музея и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.

Значение

Исследователь сакрального пространства Московской Руси Б. А. Успенский писал: «При этом „царское место“ в середине церкви, где совершается венчание, коррелирует с „царскими дверями“, ведущими в алтарь, перед которыми совершается помазание; следует отметить при этом, что наименование „царские двери“ в этот период — в отличие от периода более раннего — соотносится с Христом как Царём славы. Таким образом, два царя — небесный и земной — как бы пространственно противопоставлены в храме; иначе говоря, они находятся в пространственном распределении. Не случайно уже со времени Иоанна IV „царское место“ в московском Успенском соборе именуется „престолом“ — престол царя земного, расположенный посреди храма, очевидным образом коррелирует, опять-таки, с престолом Царя небесного, находящимся в алтаре».

Каждое воскресенье русские цари стояли там, слушая службу. Пребывание царя на «царском» месте и митрополита (затем патриарха) в алтаре служило образом «симфонии властей» и «священной сугубицы». После переноса столицы в Санкт-Петербург помазание на царство все равно совершалось на этом месте. Посягательство на него было равнозначно осквернению алтаря.

Забелин пишет о пасхальной службе:

Обряд царского лицезрения оканчивался выходом государя к утрене, всегда в Успенский собор. Сам государь и все чины до последнего в это время были в золотных одеждах. У кого не было такой одежды, того не пускали и в собор. Во время заутрени, после хвалитных стихер, государь, по обычаю, прикладывался к евангелию и образам и «творил целование во уста» с патриархом и с высшими духовными властями, а прочих жаловал к руке, при чём тем и другим жаловал также красные яйца. Бояре и все чины, которые были в соборе, также прикладывались к святыне, подходили к патриарху, целовали его руку и получали либо золоченые, либо красные яйца: высшие — по три, средние — по два, а младшие — по одному яйцу. Похристосовавшись с духовенством, государь шествовал на своё царское место у южных дверей собора, на котором жаловал к руке и раздавал яйца боярам и всем чинам до последнего. Яйца государь раздавал гусиные, куриные и деревянные точеные, по три, по два и по одному, смотря по знатности лиц. Эти яйца были расписаны по золоту яркими красками в узор, или цветными травами, «а в травах птицы и звери, и люди».

Петру I при подготовке к коронации Екатерины I в 1724 году предложили убрать из собора Мономахов трон. Он ответил «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли». Трон был оставлен, с него сняли дверцы (позднее они были возвращены на место), внутри его обложили золотой парчой, а верх украсили золотой бахромой.

К коронации Николая II в ходе реставрационных работ Успенского собора были проведены работы по очистке от старых слоёв лака барельефов Мономахова трона, что нашло своё отражение в специально изданном отчёте Коронационной комиссии.

В современной истории

В 1992 году вице-президент Александр Руцкой привёл в Успенский Собор юного Г. М. Гогенцоллерна-Романова и попытался провести его на Царское место. Этому воспротивилась пожилая музейная служительница, и он сказал ей: «Это наш будущий Царь», на что она ответила: «Вот когда будет, пусть идёт», так что претенденту не удалось посидеть на Царском месте.