Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Организационное проектирование

Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. Такое проектирование базируется на стратегических планах организации. Как правило, ранее, структура управления компаний складывалась исключительно под воздействием времени. Сегодня же, это результат целенаправленных действий по её совершенствованию. Разработка проектных решений для перспективного устройства бизнес-организации и по её переходу к перспективному целевому состоянию, в этом заключается организационное проектирование.

Главные цели и задачи организационного проектирования

Цели бизнес-организации и её главные проблемы являются отправными пунктами для разработки . Разрабатывается перспективное устройство организации таким образом, чтобы все проблемы были решены, а цели достигнуты. Принимая во внимание уже существующие возможности организации и обязательно учитывая рыночные тенденции, разрабатывается и формируется проект организационной системы для перехода организации к перспективному состоянию. Основные задачи организационного проектирования: - набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними; - определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; - закрепление их в нормативных документах.

Процессы организационного проектирования

К основным процессам, связанным с организационным проектированием, относят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга.

Композиция заключается в определении направлений деятельности организации, её подразделений с учётом технологических, информационных и иных взаимосвязей между ними и в разработке общей структурной схемы.

Здесь формулируются основные требования к особенностям характера взаимодействия и механизма функционирования организации, и её отдельных элементов (цели, число уровней управления, степень централизации и децентрализации, способы осуществления внутренних и внешних контактов, принципы подбора и продвижения кадров, оплаты труда, стимулирования и проч.).

В процессе структуризации исходя из организационных целей определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабочими местами и должностями, их полномочия, связи и т. п.

Под регламентацией понимается разработка обязательных параметров самой организации и протекающих в ней процессов.

Речь идет о правилах, процедурах, нормативах выполнения тех или иных операций, основных функциях работников, величине их полномочий, требуемой квалификации, порядке взаимодействия между ними и т. д. Важным объектом регламентации являются информация, её содержание, периодичность поступления или предоставления.

Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализованно, концентрированно в специальных подразделениях — консультационных центрах.

Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производственных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет.

Её основой является регламент (организационное положение, предельно четко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными; экономическими (устанавливают рамки хозяйственной деятельности); социальными (регулируют трудовые отношения).

Ориентация заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей и материальных объектов.

Она бывает нумерационной (шифры папок в архиве), словесной (табличка на двери с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (условный рисунок), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах).

Все перечисленные моменты создают основу бесперебойного функционирования организации, т.е. деятельности по постоянному поддержанию процессов обмена ресурсами, энергией и информацией как в её рамках, так и с окружением.

Что относится к принципам организационного проектирования?

Первые решаемые задачи такого формирования организационных структур — это ликвидация многоступенчатости и лишних звеньев управления. Грамотное и продуманное проектирование организационных структур управления основывается на таких принципах:

  • Адекватность структуры, носящей организационный характер, соответственно и деятельности управленческого объекта.
  • Способность к быстрым изменениям в соответствии ситуаций.
  • Максимальная оптимизация всех уровней управления.
  • Создание идеальной сбалансированности прав и полномочий.
  • Распределение равномерной нагрузки на все звенья управления.
  • Безупречная полная согласованность всех решений и деятельности структурных подразделений, без исключения.

В масштабных организациях, где осуществляется сразу несколько видов деятельности, соответственно больше подразделений, между которыми связи многочисленны, в результате намного больше и сложнее структура управления. Отдельной строкой следует выделить тот факт, что чем ниже норма управленческой системы, тем больше в организации будет подразделений, следовательно, управленческая структура будет сложнее. Однозначно, норма управляемости должно быть оптимальной. Если такая норма излишне высока, то, как правило, руководители просто не в состоянии вникать во все особенности процессов работы подчиненных и, как результат, многие вопросы решаются без участия руководства или же могут оставаться совсем нерешенными.

Особенности управленческой структуры определяются целым рядом факторов, главный из которых — это норма управляемости. То есть, четкое определение предельного числа подчиненных, которыми можно эффективно руководить. Величина такой нормы зависит от:

  • характера деятельности организации;
  • уровня компетенции руководителя, квалификации подчиненных и их заинтересованности в своей работе. Чем значительней эти показатели, тем выше норма управляемости;
  • стабильность управленческой структуры, которая зависит от четкости постановки

задач, наличия регламентов, эффективных методов принятия решений, надежности коммуникаций и уровня технического оснащения;

  • территориальной удаленности исполнителей и величины их полномочий.

Организационное проектирование подразумевает три основные концепции: системного окружения, управления и организационных преобразований. Организационная форма ведения деятельности обеспечивает корпоративность, которая в свою очередь формирует устойчивые организационные отношения внутренней структуры организации: четкое подчинение сотрудников, распределение сфер ответственности и делегирование полномочий. Что и определяет перспективное состояние бизнес-организации.