Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Броненосные крейсера типа «Асама»

Тип «Асама» (яп. 浅間型装甲巡洋艦) — тип японских броненосных крейсеров. Были спроектированы и построены в Великобритании и представляли собой усовершенствованную версию чилийского «О’Хиггинса». В 1896—1899 годах на верфях фирмы Armstrong Whitworth в Великобритании были построены первые 2 корабля этого типа. Затем в 1898—1901 гг. на тех же верфях были построены и последние 2 крейсера («Идзумо» и «Ивате») — несколько отличные от первых схемой бронирования и машинами. Все они приняли самое активное участие в Русско-японской войне, с самого первого дня (включая бой «Асамы» и др. крейсеров с крейсером «Варяг»), и в том числе в Цусимском сражении, где оба первых получили повреждения. Также эти корабли принимали участие в Первой мировой войне. После неё, «Асама» был переоборудован в учебно-тренировочное судно в 1921 году и служил в этой роли, а позднее — как плавучая казарма, вплоть до 1945 года. «Токива» был переоборудован в минный заградитель в 1922 году и в этой роли принял участие во Второй мировой войне, будучи затоплен после повреждений при налёте авиации 9 августа 1945 года.

Конструкция

Броненосные крейсера типа «Асама». Схема.

Проект создал сэр Филип Уоттс. Поектировались на верфях в Эльзвике для чилийского флота. В отличие от большинства броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами против Аргентинских броненосных крейсеров.

Гладкопалубный корпус с небольшой седловатостью и незначительным завалом борта в районе миделя, строился из мягкой судостроительной (сименс-мартеновской) стали по смешанной системе набора корпуса.

Бронирование. Первые 2 крейсера имели гарвей-никелевое бронирование, последние — «Идзумо» и «Ивате» — крупповское. «Асама» и «Токива» имели рекордные для всех японских кораблей (включая и все броненосцы), показатели абсолютной и относительной длины бронепояса — 86,5 м (целых 66,5 % от длины ВЛ) были прикрыты плитами 178 мм, против шедших вторыми по этим параметрам «Идзумо» и «Ивате» с 83,7 м (и 64,6 % от ВЛ)! Оконечности крейсеров были защищены поясом по ватерлинии толщиной 88-89 мм плюс карапасом 51-63 мм толщиной.

Для сравнения, новые японские броненосцы типа «Сикисима» имели толстый (178—229 мм) бронепояс на протяжении лишь 66 м длины (52,2 % от длины ВЛ), а последний и самый мощный «Микаса» даже ещё менее — 63 м (эта самая малая длина в абсолютном значении, — до 50 % от ВЛ)! Остальные 48 % длины пояса в оконечностях «Сикисима» имели толщину в 102 мм — всего на 13-15 мм толще, чем 33,5 % длины на броненосных крейсерах.

Более старые броненосцы типа «Фудзи» были защищены лишь весьма толстым, но коротким поясом длиной 69 м (58 % от ВЛ). А самые длинные пояса имели российские броненосные крейсера — «Россия» (до 100 м в средней части 152—203 мм толщиной плюс до 20 м кормы 127 мм толщиной), а для крейсеров до 8000 т — «Баян».

Длина и толщина верхнего пояса были скромнее — 65,2 м на «Асамах» и 53,3 м на «Идзумо», при толщине 127 мм. Но и тут отставание от броненосцев было не очень большим — для сравнения, 66 м на «Сикисимах» и 63 м на «Микаса» при толщине пояса 152 мм.

Больше всего разница была заметна в защите артиллерии. Башни и барбеты ГК крейсеров имели защиту в 152 мм, а у броненосцев башни ГК защищались броней в 203—254, а барбеты — до 356 мм толщины.

Тем не менее, схема, длина и толщина бронирования пояса подтверждает то, что японские броненосные крейсера создавались в большей степени для поддержки своих броненосцев в бою, чем для отдельных действий, а также для связывания боем и повреждения более быстроходных, чем броненосцы, сил противника.

Вооружение

Чертёж башни главного калибра

Основу вооружения «Асам» составили новые 203-миллиметровые 45-калиберные «армстронговские» орудия. Они имели принятую в то время в Великобритании проволочную конструкцию и поршневой затвор. Пушки располагались в двухорудийных башенных артустановках.

Для наведения башни имели гидравлический привод, кроме того электрический и ручной — в качестве резервных. Отличительной особенностью была конструкция артиллерийских башен главного калибра — часть боекомплекта в 62 снаряда на орудие находился в башне, которая сама играла роль орудийных погребов. Остальные снаряды и все заряды, как более пожароопасные, хранились в погребах под броневой палубой и подавались наверх одним общим элеватором. За один цикл элеватор мог поднять два заряда или снаряда. Скорострельность равнялась 3 выстрелам в минуту, до израсходования снарядов в башне, после этого темп стрельбы резко падал.

Представители