Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Виски Ромео Зулу

«Виски Ромео Зулу» (исп. Whisky Romeo Zulú, также известен как WRZ, см. Фонетический алфавит) — аргентинский полудокументальный драматический триллер 2004 года. Режиссёрский дебют аргентинского актёра итальянского происхождения Энрике Пиньейро, который также исполнил главную роль и участвовал в написании сценария к фильму. Премьерный показ фильма произошёл 10 сентября 2004 года на кинофестивале в Торонто; премьера в Аргентине состоялась 21 апреля 2005 года.

Энрике Пиньейро в прошлом 11 лет отработал пилотом в аргентинской авиакомпании LAPA, прежде чем уволиться из неё в июне 1999 года; используя свой лётный опыт, режиссёр постарался донести до зрителей, как политика руководства данной компании в итоге привела к авиакатастрофе. Само название фильма образовано прочтением регистрационного номера разбившегося самолёта (LV-WRZ) на фонетическом алфавите ИКАО: Лима Виктор — Виски Ромео Зулу, при этом две первые буквы (LV) обозначают аргентинскую регистрацию самолёта.

Сюжет

Слоган: «Прогнившая компания. Человек, который сопротивлялся. Реальная история.» (исп. Una sociedad corrupta. Un hombre que resistió. Una historia real.)

Окружной прокурор, расследуя авиационное происшествие с самолётом компании LAPA, прослушивает данные с речевого самописца. На записи пилоты после зачитывания чек-листа начинают выполнять разгон, когда в кабине раздаётся чётко слышимый сигнал предупреждения о невзлётной конфигурации самолёта, но экипаж почему-то его игнорирует. Прокурор начинает изучать документы и обнаруживает отдельные нарушения в работе авиакомпании. Однако затем следователи сталкиваются с трудностями, так как им «вставляют палки в колёса», а одной ночью прокурор пережил покушение на убийство. Всё это намекает, что причины авиапроисшествия надо искать куда глубже. Однажды в дверях его кабинета появляется человек (в титрах указан как «Т») с пачкой документов, из которых прокурор понимает, что найденные им нарушения лишь вершина айсберга.

Т в прошлом был пилотом компании-лоукостера LAPA и даже успел дослужиться до командира, несмотря на возражения его отца, когда-то потерявшего своих родителей в авиакатастрофе. LAPA переживает рост в условиях острой конкуренции, но при этом сама не поспевает за своим ростом, из-за чего пилоты имеют значительные переработки, а то и не могут даже уйти в отпуск по несколько лет. К тому же руководство начинает экономить на всём, вплоть до мелочей, в том числе пустые огнетушители на борту уже стали нормой, а инструкции по выполнению полётов предоставляют на оригинальном английском языке, прекрасно зная, что не все пилоты им владеют. При этом, с целью недопущения сокращения штата лётных экипажей, многим пилотам «помогают» пройти проверку на тренажёре, в том числе и одному из друзей главного героя — Гонсало, который из-за кредита вынужден «цепляться» за должность командира самолёта и по сути превратился в марионетку в руках начальства. Помимо этого, самолёты эксплуатируются с отказами, едва не выходящими за перечень минимального рабочего оборудования, а техники совсем не спешат эти неисправности устранять, чтобы избежать длительных простоев воздушных судов, вместо этого зачастую подделывая документы о выполнении ремонта.

Став командиром самолёта, Т уже в первом полёте в новой должности обнаруживает, что не может найти радиомаяк Мендосы (вероятно, был отключён из-за долгов за электричество), из-за чего был вынужден уйти на запасный аэродром в Кордову, за что получил предупреждение от руководства. В следующий раз во время полёта на самолёте, где постоянно выскакивала ложная информация о пожаре в ВСУ, Т во время очередного такого сообщения запрашивает экстренную посадку в аэропорту вылета и даже просит подогнать аварийные службы, чем снова злит Старшего пилота. Постепенно Т начинает свыкаться с существующим положением вещей и уже более терпимо летает на заведомо неисправных авиалайнерах, пока однажды в одном из рейсов не обнаруживается дефект, едва не приведший к разрушению лайнера в воздухе, а затем достался самолёт, на котором отказали несколько навигационных приборов, при этом техники отказывались их ремонтировать. Главный герой было отменил рейс, заявив, что не может в таких условиях отвечать за жизни людей на борту, на что компания спешно поменяла лётный экипаж на новый во главе с Гонсало.

Тогда от отчаяния Т пишет донесение на имя Старшего пилота, что такая политика компании рано или поздно приведёт к трагедии, после чего рассылает копии ещё нескольким людям. Написанный им текст производит резонанс, а информация о положении дел доходит даже до Северной Америки и об этом пишет The New York Times. В результате Т отстраняют от полётов до конца месяца, а затем психолог при очередном медосмотре отстраняет его ещё на полгода. Вскоре у компании меняется руководство, которое согласно вернуть главного героя к полётам, но с условием, чтобы он написал новое письмо, где бы смягчил, а фактически опроверг описанные им ранее нарушения в работе авиакомпании. Ситуация для Т осложняется тем, что новым менеджером по связям становится Марселла Фаббри — его школьная любовь. Марселла замужем за другим мужчиной, но всё ещё испытывает тёплые чувства к главному герою. Однако тот сообщает, что не будет писать опровержения, а после тет-а-тет пытается объяснить любимой женщине всю опасность нынешнего положения вещей, но Марселла в попытке сохранить компанию лишь разругалась с ним, заявив, что между ними всё кончено.

Фактически главный герой оказывается один против системы, так как его школьная любовь, коллеги и даже друзья отворачиваются от него, поэтому в июне 1999 года Т увольняется из LAPA. Спустя пару месяцев, 31 августа 1999 года экипаж во главе с Гонсало на борту самолёта WRZ выполняет обычный рейс MJ-3142 «Буэнос-Айрес — Кордова», когда во время взлёта раздаётся очередной сигнал предупреждения. По аналогии с притчей о пастухе и волках, о чём и предупреждал Т, пилоты привычно игнорируют этот сигнал, не подозревая, что он уже настоящий. Менее чем через минуту происходит одна из страшнейших катастроф в истории аргентинской авиации — крушение Boeing 737 в Буэнос-Айресе.

Финальные титры повествуют, что прокурор сумел привлечь к суду руководство авиакомпании и руководство аргентинских ВВС, создав беспрецедентный случай в истории гражданской авиации.

В ролях

Создание

Как утверждал в интервью Энрике Пиньейро, в бытность работы пилотом в LAPA он до увольнения неоднократно писал бумаги об опасной ситуации, которая сложилась внутри компании, что вопиющие нарушения в техобслуживании самолётов однажды приведут к трагедии. А в 1997 году на одно из его писем даже сослался The New York Times, что вызвало в компании переполох. В ту роковую ночь он сидел у друга, когда просматривая телевизор узнал из новостей, что самолёт компании LAPA при вылете из Буэнос-Айреса не смог взлететь, вместо этого выкатившись с аэродрома и промчавшись через прилегающий проспект Костанера врезался в газораспределительную станцию. В той катастрофе погибли 64 человека, в том числе оба пилота, которых Пиньейро хорошо знал; к тому же он дважды в месяц летал в Кордову к родителям, в том числе и данным рейсом. Вернувшись домой, Энрике три дня собирал имеющиеся у него документы, после чего отнёс их в суд. Спустя 10 месяцев был готов сценарий фильма, который был зарегистрирован в годовщину катастрофы рейса 3142 — 31 августа 2000 года.

Официальное расследование, проведённое аргентинскими ВВС, пришло к выводу, что виновниками катастрофы стали пилоты, выполнявшие взлёт с нарушениями и проигнорировавшие сигнал о невыпущенных закрылках, однако такое заключение многих не устроило, включая и Пиньейро, ведь причины были куда глубже. Данный фильм повествует вовсе не о катастрофе, которой уделено всего несколько минут в конце, он пытается объяснить зрителям не что нарушили пилоты, а почему они это сделали. Раскрывая психологию пилотов, в фильме объясняются мотивы, по которым эти люди продолжали работать на фактически «летающих гробах»: кто-то из любви к полётам, а кто-то из-за финансовых проблем. Также авторы вовсе не хотели, чтобы у зрителей возникла аэрофобия, они лишь показывают существовавшую на тот момент в стране опасность, когда ВВС управляли гражданской авиацией, а в самой компании LAPA процветала коррупция.

Съёмки фильма проходили в тайне и заняли 20 недель с перерывами. Даже в Аргентину вся съёмочная группа прибыла скрытно. Режиссёр хотел добиться от актёров максимальной достоверности, поэтому перед самим процессом съёмок раз за разом проходил с ними инструктажи, пока они не начинали делать всё на уровне автоматизма; в частности актрисе, играющей роль стюардессы, пришлось 150 раз закрывать дверь самолёта, чтобы в фильме вести себя как настоящая стюардесса, которая делает это раз за разом на протяжении уже нескольких лет. Сами съёмки проходили на настоящих тренажёрах и внутри реальных самолётов, причём создатели фильма отказались раскрывать, кто помог им в этом. Также нередко камеры приходилось маскировать. Этим и объясняется, почему у персонажей фильма вымышленные имена, либо их вовсе нет, в том числе главный герой обозначен в титрах как «Т».

Награды

Призы

2004
  • Международный кинофестиваль в Биаррице — «Лучший фильм»;
  • Гаванский кинофестиваль — «Лучший игровой фильм-дебют»;
  • Международный фестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе — «Лучший фильм», «Приз зрительских симпатий», национальный фильм, премия SIGNIS;
  • Международный кинофестиваль в Винья-дель-Маре — «Лучший актёр»;
  • Багамский международный кинофестиваль — премия «Дух Свободы», специальная премия жюри.
2005
  • Латиноамериканский фестиваль кино и видео — специальная премия жюри; премия Ассоциации лучших кинокритиков;
  • Латиноамериканский кинофестиваль в Льеде — «Лучший режиссёр».

Номинации

2006
  • Аргентинская ассоциация кинокритиков — «Серебряный Кондор», «Лучшая работа художника» (Кристина Нигро), «Лучшая операторская работа» (Рамиро Сивита), «Лучший монтаж» (Якопо Квадри); «Лучший фильм-дебют» (Энрике Пиньейро), «Лучший оригинальный сценарий» (Энрике Пиньейро), «Лучший звук» (Маркос Де Агирр), «Лучший актёр второго плана» (Алехандро Авада)

Влияние

После данного фильма НАСА пригласила Энрике Пиньейро, как эксперта по вопросам авиации и авиационной безопасности.