Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.09.2021


21.09.2021


19.09.2021


19.09.2021


18.09.2021





Яндекс.Метрика





Долгопят, Елена Олеговна

07.03.2021

Елена Олеговна Долгопят - российский писатель, сценарист

Биография

Елена Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме Владимирской области в семье учительницы и военнослужащего. После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта (специальность «Прикладная математика») до 1989 года работала программистом на военном объекте в Московской области. В 1993 году окончила сценарный факультет ВГИКа. С 1994 года по сегодняшний день работает научным сотрудником рукописного отдела Музея кино в Москве.

Творчество

Дебютировала в печати с рассказом "Exit" в журнале "MEGA" (№ 4, 1993 год, Минск). В 1990-е публиковалась в "Юности". С начала 2000-х рассказы и повести Елены Долгопят регулярно появляются в толстых литературных журналах: "Знамени", "Дружбе народов", "Новом мире". Несколько рассказов и сценариев были опубликованы в журнале "Искусство кино".

Автор сборников рассказов "Тонкие стёкла" (2001), "Гардеробщик" (2005), "Родина" (2016), "Русское" (2018), "Чужая жизнь" (2019).

В 2017 году книга "Родина" вошла в шорт-лист литературной премии "Национальный бестселлер"; в 2020 году сборник рассказов "Чужая жизнь" был включен в длинный список премии "Ясная поляна" (в номинации "Современная русская проза"). В 2020 году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля, заняв второе место за рассказ "Объект".

Критика

В критических статьях и отзывах на книги Елены Долгопят неизменно отмечают высокое мастерство новеллиста и оригинальный стиль автора.

Елена Иваницкая в статье "После дебюта" (Дружба Народов, 2002, № 6) пишет:

Ее книга повестей и рассказов "Тонкие стекла" — создание настоящего мастера с "лица необщим выраженьем", разнообразного и прихотливого во владении своим искусством, но сразу узнаваемого по неповторимой интонации, особой сердечности и музыкальности повествования.

Владимир Губайловский в статье "Открытая форма" (Дружба Народов, 2002, № 9), показывая влияние математики и кинематографа на стиль прозаика, подытоживает:

Елена Долгопят — совершенно сложившийся писатель, со своей узнаваемой интонацией, со своим взглядом на мир, с оценкой этого мира, методом его исследования.

В предисловии к "Чужой жизни" Леонид Юзефович, представляя рассказы Елены Долгопят, замечает:

Это умная проза. Ее простота обманчива, ее кажущаяся безыскусность – итог опыта и мастерства, а авторская сдержанность отзывается в нас неожиданно сильным чувством. Каждый рассказ Елены Долгопят неповторим и может принадлежать только ей. Каждый болезненно бередит душу чувством непрочности, а то и призрачности человеческого существования в отнюдь не иллюзорном, но самом что ни на есть реальном, очень узнаваемом мире. Даже те, где присутствует элемент фантасмагории, воспринимаются не как фантастика, а как возведенная в степень обыденность. Приемы, за счет которых достигается этот эффект, мне неизвестны. Подозреваю, что загадка воздействия этих текстов на читателя в чем-то таком, чему не научат ни на каких литературных курсах.

В статье "Тот, кто отбрасывает тень" (Новый Мир, 2017, № 4) Сергей Костырко приходит к выводу, что Долгопят пишет философскую прозу. В 2020 году Сергей Костырко на портале Textura.club назвал Елену Долгопят прозаиком десятилетия 2010-2020:

Долгопят из тех немногих современных писателей, прозу которых закончившееся десятилетие оставляет русской литературе надолго.

Работа в кино

По сценариям Елены Долгопят сняты фильмы и сериалы:

Глазами волка (2005)

Чизкейк (2008)

Которого не было (2010)

Белая белая ночь (2014)

Неоконченный бой (Неопалимая купина) (2018)