Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.09.2021


21.09.2021


21.09.2021


19.09.2021


19.09.2021





Яндекс.Метрика





Великая (телесериал, 2015)

07.03.2021

«Великая» — российский исторический телесериал о судьбе немецкой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, ставшей российской императрицей Екатериной Великой. Один из самых дорогостоящих проектов «Первого канала» и всего российского телевидения. Для достижения исторической достоверности при написании сценария авторы использовали архивные документы и дневники, в том числе самой Екатерины Великой. Премьера состоялась на «Первом канале» с 4 по 12 ноября 2015 года.

Сюжет

В 1739 году в Пруссии познакомились девочка София Августа Фредерика и мальчик Карл Петер Ульрих. После этого они несколько лет не виделись.

В 1744 году они снова встретились, теперь уже будучи по отдельности привезены в Российскую империю. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны прусская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская со своей матерью прибыла в Россию, приняла православие и получила имя Екатерина Алексеевна. В 1745-м году она была обвенчана с наследником российского престола Карлом Петером Ульрихом фон Шлезвиг-Гольштейн-Готторпским, принявшим к этому времени имя Пётр Фёдорович.

В 1754 году Екатерина родила сына Павла.

Начав свой путь малоизвестной немецкой принцессой, София Августа Фредерика в 1762 году стала императрицей Екатериной II — одной из самых известных фигур в российской истории. Но её славе и величию предшествует весьма опасный год, когда, после смерти императрицы Елизаветы Петровны Екатерина Алексеевна некоторое время являлась опальной женой нового императора Петра III и матерью наследника престола Павла. В 1762 году совершён дворцовый переворот, в результате которого супруг Екатерины свергнут с трона и убит, а вместо своего сына Павла Екатерина сама взошла на престол империи.

В целом в сериале сделан акцент на то, насколько для Екатерины, в её решениях и поступках, были приоритетны государственные дела её новой родины. Часто, и даже в личных разговорах с фрейлиной Дашковой, звучат её весьма пафосные «патриотические» пророссийские и проимперские монологи. Таким образом, подчёркивается, что на своей новой родине Екатерина всегда была гораздо более правительницей, чем подругой, женой и матерью.

Съёмка сериала

В работе над сценарием Сергей Юдаков и Алексей Гравицкий использовали архивные документы, воспоминания и дневники, в том числе и Екатерины Великой. Компания «Марс Медиа» приступила к съёмкам сериала «Великая» в декабре 2013 и закончила в середине июля 2014 года. Съёмки проходили в более чем 200 объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, среди которых: Петропавловская крепость, Смольный собор, Ораниенбаум; Константиновский, Гатчинский, Воронцовский дворцы и Екатерининский дворец в Пушкине. Также съёмки проходили в Санкт-Петербурге, Пушкине и Петергофе. За достоверность на проекте отвечает консультант из Эрмитажа. Первый сезон сериала состоит из 12 серий и охватывает период с 1744 по 1762 год.

Бюджет сериала «Великая» — 283,6 млн руб. По курсу доллара на момент съёмок это около $9 млн, что является абсолютным рекордом в отечественной сериальной индустрии. Аренда дворцовых интерьеров обходилась в среднем в 250 000 руб. за один съёмочный день.

По словам генерального продюсера кинокомпании «Марс Медиа» Рубена Дишдишяна, «Снятая в духе лучших западных сериалов „Тюдоры“, „Рим“ и „Борджиа“, „Великая“ станет одним из крупнейших и высокобюджетных проектов в истории российского телевидения».

В настоящее время идёт работа над сценариями второго и третьего сезона сериала «Великая». В них будет рассказываться о жизни императрицы в период с 1762 по 1775 год и с 1775 по 1796 год.

В ролях

Исторические неточности

  • Впервые встреча Софии Августы Фредерики и Карла Петера Ульриха действительно произошла в Ойтинском замке в 1739 году, когда им было соответственно 10 и 11 лет. Однако в эпизоде 1-й серии участвуют дети минимум на 4—5 лет младше.
  • Действия начинаются в 1739 году в Эйтине, куда приехал король Фридрих Второй, на самом деле королём он стал только в 1740 году.
  • София Августа и её мать Иоганна прибыли в Россию 20 февраля 1744 года. Во дворце они встретили Бестужева, которого Иоганна назвала «Бестужев, канцлер Российской империи, самая большая русская свинья». В действительности же титул канцлера — высшая гражданская (статская) должность в Российской империи (чаще всего этот чин присваивался министрам иностранных дел) Алексей Петрович Бестужев получил 15 июля 1744 года.
  • В сцене первого визита Софии Августы в православную церковь (1 серия) исполняется песнопение «Отче наш» Николая Кедрова-старшего, созданное в 1922 году.
  • Венчание Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны состоялось 21 августа 1745 года. В сериале сразу же после церемонии венчания был арестован Жан Лесток, подвергнут следствию и пыткам. В действительности же Лесток был арестован и подвергнут пыткам в Тайной канцелярии в 1748 году.
  • По фильму Пётр жёстко наказал князя Залесского за дерзость. В реальности он не мог этого сделать, так как разжаловать в рядовые или отправить в Сибирь князя могла только императрица. Пётр мог лишь попросить тётушку об этом.
  • Немецкая принцесса после переезда в Россию после болезни сама решила принять православие. На самом деле это от неё не зависело: все иностранные невесты наследников престола делали это в обязательном порядке.
  • В сериале говорится, что Екатерина и Пётр провели много лет в Ораниенбауме, на самом деле они всегда находились при дворе императрицы и всюду следовали за ней.
  • После того, как Елизавета отобрала у Екатерины сына, императрица и её фаворит часто ссорятся, а после Алексей Григорьевич обижается и не появляется при дворе, на самом деле он продолжил находиться при дворе, и фаворитом он перестал быть лишь только когда его место занял Иван Шувалов, но даже это не повлияло на его положение и в 1762 году он даже находился на смертном одре умирающей императрицы.
  • В сериале показан князь Василий Залесский, на самом деле это выдуманный персонаж.
  • В одной из серий Григорий Орлов в пьяном виде оскорбил Екатерину. Он был всего-то младшим офицером гвардии и о таком поведении не могло быть и речи.
  • Выйдя замуж за наследника престола, Екатерина получила титул Великой княгини, а не княжны, как её иногда называют в сериале.
  • К графу Бестужеву обращались «ваше сиятельство» (в сериале к нему обращаются «ваша светлость»).
  • Во время написания Елизаветой письма прощения Иоганне, Нарышкин говорит, что она умерла как пять лет, на самом же деле она умерла в 1760 году.
  • В течение всего сериала Бестужева называют то вице-канцлером, то канцлером, на самом деле вице-канцлером он перестал быть в 1744 году, а после стал великим канцлером.
  • В то время, когда Екатерина рожала третьего ребёнка, Алексея Бобринского, по версии фильма свой дом поджёг верный ей флигель-адъютант князь Василий Залесский, чтобы Пётр отвлёкся и не узнал о родах. Согласно истории, это сделал её камердинер Василий Григорьевич Шкурин.
  • Пётр Иванович Шувалов умер 4 (15) января 1762 года, а Алексей Григорьевич Бобринский родился 31 марта (11 апреля) 1762 года. В фильме второе событие предшествует первому, и оба они происходят весной (видны зелёные листья на деревьях).
  • После рождения сына Павла, Екатерина приходит в церковь к отцу Симону, который умер за несколько месяцев до рождения Павла.
  • На женских платьях видны застёжки-молнии, запатентованные в 1891 году.
  • По сюжету сериала вскоре после рождения Павла Петровича (1754) состоялось знакомство Екатерины и княгини Дашковой. Их познакомила Елизавета Воронцова, которая представила сестру «княгиня Дашкова». Это грубейшее нарушение хронологии. Во-первых, в 1754 году Елизавете Романовне Воронцовой было 15 лет от роду, а Екатерине Воронцовой всего 11 — актрисы явно значительно старше. Во-вторых, Екатерина Романовна стала княгиней Дашковой только 5 годами позднее, в 1759 году.
  • По сюжету сериала, начиная примерно с 1752 года, Пётр III вешал на стены своих комнат портрет Фридриха Великого, написанный Антоном Граффом в 1781 году.
  • Во время дворцового переворота Пётр находится возле Александровского дворца, строительство которого началось лишь в 1792 году.
  • В сериале Григорий Орлов убил Петра III ударом кинжала. В действительности же после смерти Петра III было проведено вскрытие тела, исключившее отравление. Никаких ударов кинжалов или сабель на теле не было зафиксировано. Екатерина в своих мемуарах намекала на то, что перед смертью Пётр мучился геморроидальными коликами. Историки предполагают, что Пётр III был задушен Алексеем Орловым.
  • У Екатерины в фильме с 3 серии отсутствует иностранный акцент, по свидетельствам современников он сохранялся у неё всю жизнь.
  • Показанная в сценах венчания Петра III и Екатерины, Залесского и Марии Филипповны, свадебная фата — явный анахронизм. Фата вошла в обиход только в викторианскую эпоху, после венчания королевы Виктории и принца Альберта.
  • Пётр называет себя «потомком Петра XII и Петра I» — явная оговорка, вместо Карла XII.
  • Употребление Петром больших количеств алкоголя считается выдумкой Екатерины II. Ни один другой человек из его ближайшего окружения о пристрастии его к алкоголю не упоминает. Так что сцена с публичным купанием Петра в фонтане в пьяном виде вряд ли могла иметь место.
  • На придворном священнике надет крест, который был введён в 1896 году императором Николаем Вторым. Также в сериале присутствует фиолетовая камилавка (в сцене, где Великий князь отнял её у священника и надел на себя), введённая как награда императором Павлом Первым. Наблюдается также полная чехарда с ношением священнических одежд, в частности на священника в сцене крещения одеты архиерейский саккос, поверх него (а не под ним как следовало бы) надета епитрахиль и палица. Видна также лента от набедренника, введённого в обиход при императрице Екатерине Второй.
  • Присоединение к православию лиц лютеранского вероисповедания происходило через миропомазание, а не через крещение. Сцена с перекрещиванием принцессы является исторической ошибкой.

Трансляции

Награды и номинации

  • Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино:
    • приз в категории «Лучшая работа художника-постановщика» (Андрей Васин)
    • приз в категории «Лучшая работа художника по костюмам» (Татьяна Баранова)
    • приз в категории «Лучшая работа художника по гриму» (Татьяна Вавилова)
    • приз в категории «Лучшая актриса второго плана в телевизионном фильме/сериале» (Наталья Суркова)
    • номинация на приз в категории «Лучший актёр второго плана в телевизионном фильме/сериале» (Роман Мадянов)
    • номинация на приз в категории «Лучший актёр второго плана в телевизионном фильме/сериале» (Сергей Шакуров)
    • номинация на приз в категории «Лучший актёр телевизионного фильма/сериала» (Павел Деревянко)
    • номинация на приз в категории «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» (Юлия Снигирь)
    • номинация на приз в категории «Лучший актёр телевизионного фильма/сериала» (Сергей Шакуров)
    • номинация на приз в категории «Лучшая оригинальная музыка к телевизионному фильму/сериалу» (Иван Бурляев, Максим Кошеваров)
    • номинация на приз в категории «Лучшая работа звукорежиссёра» (Сергей Бубенко, Роман Платонов)