Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.09.2021


21.09.2021


19.09.2021


19.09.2021


18.09.2021





Яндекс.Метрика





Бобров, Евгений Александрович (философ)

06.03.2021

Евгений Александрович Бобров (24 января [5 февраля] 1867, Рига — 12 марта 1933, Ростов-на-Дону) — русский религиозный философ, историк философии и литературы, педагог. Ученик Густава Тейхмюллера, представитель Юрьевской философской школы. Свою философскую доктрину называл «критическим индивидуализмом».

Биография

Происходил из семьи, несколько поколений которой были потомственными иконописцами. Его отец стал землемером.

Окончил с золотой медалью Екатеринбургскую гимназию, затем учился в Казанском, а потом (с 1885) в Дерптском университете, который закончил по философскому и историко-филологическому отделениям. В Дерптском университете слушал лекции профессора Г. Тейхмюллера, ставшего его главным учителем; собственное учение Боброва представляет собой лишь развитие его идей. В 1889 году Бобров под руководством П. А. Висковатова защитил диссертацию на степень кандидата русской словесности о творчестве Д. В. Веневитинова; в 1890 году стал кандидатом философии за диссертацию «Beitrage zur personalistischen Gezellshaftslehre/ Speculative Forlesungen» («К персоналистическомуучению об обществе. Спекулятивное прочтение») и членом Московского психологического общества.

С 1893 года он был доцентом по кафедре философии Юрьевского университета, защитив диссертацию «Искусство и нравственность»; в 1895 защитил магистерскую диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности», получив ещё и место преподавателя на кафедре всеобщей литературы. С 1896 года был профессором философии в Казанском, а с 1903 — в Варшавском университете. В 1915 году, в ходе эвакуации Варшавского университета, переселился в Ростов-на-Дону; с 1917 года был заслуженным профессором философии в Донском, а затем Северо-Кавказском университете. Скончался от сердечной недостаточности в Ростове-на-Дону 12 марта 1933 года.

Учение

Философское учение Боброва наиболее подробно изложено в его трудах «О самосознании» (1898), «О понятии бытия» (1898), «Из истории критического индивидуализма» (1898) и в фундаментальном труде «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900).

В своём учении Бобров исходил из представления о философии как критическом мышлении. С древнейших времён целью философии было преодоление наивного мировоззрения, приписывающего подлинную реальность чувственному миру. В этой связи уже античные философы выработали два различных учения: материализм, видящий подлинную реальность в атомах, и идеализм (универсализм), видящий её в общих понятиях или идеях (универсалиях). Однако на верный путь философия вступила только в эпоху Декарта, впервые указавшего на самосознание мыслящего «я», как на источник достоверного знания. Декарт был основателем третьего, истинного направления в философии, которое Бобров назвал «критическим индивидуализмом». По мнению Декарта, можно сомневаться во всех вещах, но нельзя усомниться в существовании самого мыслящего «я», сомневающегося и сознающего факт своих сомнений. Таким образом, бытие нашего «я» есть первейшая и достовернейшая истина, которая не нуждается в доказательствах, ибо оно дано нам в непосредственном сознании.

Из этой первой истины выводятся и другие. Так как мы знаем, что не являемся авторами всех состояний своей души, то должны признать и существование внешнего, транссубъективного мира, воздействующего на наше сознание. Этот внешний мир мы представляем по аналогии с нашим «я», перенося на него понятие о собственной душевной субстанции. Деятельности души, создающие представление о внешнем мире, суть аналогия, проецирование и субстанцирование. Внешний мир есть феномен или призрак, за которым, как за символом, скрываются действительные существа, взаимодействующие с нашей душой. Существа, составляющие мир, суть индивиды, поэтому и учение Боброва называется индивидуализмом. Ошибка других философских систем состоит в том, что они отрицают подлинную реальность за индивидуальным человеческим «я». Так, материализм отождествляет «я» с телом, состоящим из множества атомов, позитивизм сводит его к последовательности душевных явлений, а кантовский критицизм приписывает реальность не индивидуальному «я», а некоему «трансцендентальному сознанию». Между тем подлинно сущим является именно индивидуальное, эмпирическое «я», данное нам в элементарном самосознании.

В учении о бытии Бобров развивал идеи Тейхмюллера о трёх родах бытия. Три рода бытия суть: бытие идейное, бытие реальное, или действительное, и бытие субстанциональное. Идейное бытие принадлежит содержаниям нашего сознания, реальное — актам этого сознания, а субстанциональное — самому сознанию, или нашему «я», связывающему воедино свои акты и их содержания. Все три рода бытия даны нам в непосредственном сознании; но главным из них и основой двух других является бытие субстанциональное. К этим трём родам бытия Бобров добавил четвёртый — бытие соотносительное, или координальное. Координация есть закон, господствующий в мире, в душе и в мысли. Космическая координация связывает между собой отдельные существа, психическая — отдельные акты души, а логическая — отдельные элементы сознания. Без координации нет ни мысли, ни личности, ни вселенной. Координация несводима ни к одному из трёх родов бытия, следовательно, она составляет особый, четвёртый род, который связывает три другие воедино.

Библиография

Список трудов

Е. А. Бобров оставил множество работ, общим числом более 300 (включая статьи). Среди них:

  • Г. Тейхмюллер // Русские ведомости. 1888. № 137.
  • Значение русской народной поэзии // Рижские вести. 1892. № 2, 3.
  • Гофман // Рижские вести. 1893. № 2, 3.
  • Искусство и нравственность // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 20.
  • О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование. Юрьев, 1894.
  • Отношение искусства к науке и нравственности. Юрьев, 1895.
  • Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896.
  • Этические воззрения графа Л. Н. Толстого и философская их критика. Юрьев, 1897.
  • Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898.
  • О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А. А. Козлова. Казань, 1898.
  • О самосознании. Казань, 1898.
  • Краткий отчёт о занятиях во время учёной командировки летом 1897 г. Казань, 1898.
  • Краткий отчёт о занятиях во время учёной командировки летом 1898 г. Казань, 1899.
  • Философия и литература. Сборник статей (1888—98). Т. 1—2. Казань, 1898.
  • Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Вып. 1—6. Казань, 1899—1903.
  • Рецензия на «Своё Слово» А. А. Козлова. Казань, 1899.
  • Бытие индивидуальное и бытие координальное. Часть I. Юрьев, 1900.
  • Бытие индивидуальное и бытие координальное. Часть II. Юрьев, 1900.
  • Бытие индивидуальное и бытие координальное. Часть III. Юрьев, 1900.
  • Философский элемент в сочинениях В. Г. Белинского. Отзыв о рукоп. соч. Казань, 1900.
  • Литература и Просвещение в России XIX в. Материалы, исследования и заметки. Казань, 1900—1903. Т. 1—4.
  • Рецензия на рукоп. соч. «Переписка с де Боссом как материал для характеристики философии Лейбница». Казань, 1901.
  • Философия Парменида. Отзыв о рукоп. соч. Казань, 1903.
  • Полежаев как переводчик // Русские филологические вести. Варшава, 1903. Т. 10.
  • А. А. Фукс и казанские литераторы 30-40-х годов // Русская старина. — 1904. — Июнь. — Т. 18. — С. 5—35.
  • А. А. Фукс и казанские литераторы 30-40-х годов // Русская старина. — 1904. — Июль. — Т. 19. — С. 5—35.
  • Борис Иванович Ордынский. Варшава, 1904.
  • Из истории жизни и поэзии А. И. Полежаева. Варшава, 1904.
  • Психогенезис внешнего мира // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. Вып. 4. — СПб., 1904.
  • К столетней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904.
  • А. Пушкин в Казани. СПб., 1905.
  • К биографии Гавриила Петровича Каменева. Варшава, 1905.
  • К столетней годовщине рождения поэта А. И. Полежаева. Варшава, 1905.
  • Материалы к биографии М. Ф. Поссельта. Варшава, 1905.
  • Этюды по метафизике Лейбница. Варшава, 1905.
  • Мелочи из истории русской литературы. Варшава, 1905. Вып. 1—6.
  • А. С. Пушкин в Казани // Пушкин и его современники. Материалы и исследования. — СПб., 1906. — Т. 1, вып. 3. — С. 23—67.
  • О байронизме А. И. Полежаева. Варшава, 1906.
  • Логика Аристотеля. Варшава, 1906.
  • Психологические воззрения древних греческих философов. СПб., 1906.
  • Дела и люди. Сборник статей. Юрьев, 1907.
  • Из истории русской литературы XVIII и XIX столетий. Т. 1—2. СПб., 1907—10.
  • Заметки по истории русской литературы и просвещения. Юрьев, 1908.
  • Полемика М. Г. Павлова с братьями Полевыми // Сборник учёно-литературного общества при Юрьевском университете. Т. 13. Юрьев, 1908.
  • Из нашей литературной и культурной старины. Варшава, 1909.
  • Из истории русской литературы и просвещения в XIX столетии. Варшава, 1909.
  • Жизнь и поэзия Павла Петровича Шкляревского. Юрьев, 1909.
  • Из истории древнегреческой педагогики. Юрьев, 1910.
  • Положение науки психологии в XVII столетии. Юрьев, 1910.
  • Дела и люди. Сборник статей. Юрьев, 1910.
  • Из лекций по педагогической психологии. Варшава, 1910—1911.
  • Из истории новой педагогики. Юрьев, 1911.
  • Философские этюды. Варшава, 1911. Вып. 1—4.
  • О философско-эстетическом значении телесных упражнений. Варшава, 1911.
  • Из истории новой педагогики. Юрьев, 1911.
  • Генетическая логика. Юрьев, 1912.
  • Из лекций по педагогической психологии. Историческое введение в курс. Варшава, 1912.
  • Из истории русской литературы и просвещения в XIX столетии. Варшава, 1912.
  • Историческое введение в логику. Варшава, 1913.
  • Историческое введение в психологию. СПб.; Варшава, 1913.
  • Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913.
  • Этюды об А. И. Полежаеве. Варшава, 1913.
  • Из истории древней философии // Известия Варшавского университета. Кн. 4. 1914.
  • Этюды по истории древней философии. Варшава, 1914.
  • История древней философии. Литогр. издание. Варшава, 1915.
  • История новой философии. Варшава, 1915.
  • Историческое введение в логику. Витебск, 1916.
  • Историческое введение в психологию. Ростов-на-Дону, 1916.
  • История новой философии. Ростов-на-Дону, 1916.
  • Пушкиниана. Ростов-на-Дону, 1919.