Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Бер, Борис Борисович

Борис Борисович Бер (10 августа (27 июля) 1893 — 8 июня 1943) — советский композитор, автор музыки к постановкам Большого театра (1922—1934), дирижёр.

Биография

Родился 27 июля (8 августа) 1893 года в Санкт-Петербурге. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Петроградского университета; затем учился в Петроградской консерватории у А. К. Глазунова.

В 1919—1920 гг. заведовал подотделом искусств Ельнинского УОНО, в 1920—1922 служил в Красной Армии в качестве заведующего клубом, дирижёра. С 1923 г. жил в Москве, сначала на Малом Толстовском пер., 2 кв. 29, в 1930-х — на Трубниковском пер., 1, в 1940—1943 гг. — на Рещиковом пер., 21, кв. 9. Работал концертмейстером оперного класса Московской консерватории (1923), заведовал музыкальной частью театра «Мастфор» (Мастерская Н. М. Форрегера), затем музыкальной частью Московского камерного балета, в 1924 г. занимал должность инструктора музыкального отдела Центральной Художественной Станции Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. дирижёр 1-й высшей школы военных лётчиков Красной Армии.

С 1923 г. работал как композитор, особенно как автор музыки к балетам. Бер был другом брата своей жены Надежды, балетмейстера Касьяна Голейзовского, который поставил несколько балетов на музыку Бера, в том числе в Большом театре.

Дружил с М. А. Булгаковым, был одним из слушателей его «Мастера и Маргариты», которую Булгаков читал на квартире у Б. Бера и его супруги Надежды в Москве.

Будучи тяжело больным, служил добровольцем на земляных работах по укреплению оборонной линии Москвы, умер в 1943 году.

Основные произведения

1923 «Спектакль шарлатанов» (театр «Мастфор», постановщик Н. М. Форрегер).

1924 «Трагедия масок», балет в 1 акте; «Tombeau du Colombine», балет в 1 акте (Московский театр Камерного Балета, балетмейстер К. Я. Голейзовский).

1925 «Похождение трех», пантомима в 3 актах (Московский Гос Театр Драмбалета, постановка Р. Н. Симонова (Т-р Вахтангова)).

1927 «Испанская сюита», «Гротески» (Большой Театр, Москва, хореография К. Я. Голейзовского); «Смерч», балет в 1 акте (Большой театр, спектакль, посвященный 10-летию Октябрьской революции, балетмейстер К. Я. Голейзовский).

1930 «Советская деревня», сюита (Гос Моск Театр Худож Балета, В.Кригер).

1931 пантомимы для «Театра Еврейской пантомимы», Москва (постановщик К. Я. Голейзовский).

1932 «Мадьярские пляски», сюита (Гос Театр Мюзик-холл, Москва, постановщик К. Я. Голейзовский); «Пляски придунайских народностей», сюита (Гос Театр Мюзик-холл, Ленинград, ЦПКиО, Москва, хореография К. Я. Голейзовского и Цаплина).

1933 «Чарда», балет в 1 акте (Большой театр, балетмейстер К. Я. Голейзовский).

1934 «Север, юг, восток, запад», пантомима в 3-х действиях (Моск Гос Театр Драмбалета, постановщик К. Я. Голейзовский).

Примечания

  • Красовская В. М. Советский балетный театр, 1917-1967. — Л.: Искусство, 1976. — С. 44. — 377 с.
  • Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов: Тенденции развития. — Л.: Искусство, 1979. — С. 165. — 358 с.
  • ↑ Русский советский театр, 1926-1932 / под. ред. А. Я. Трабского. — Л.: Искусство, 1982. — Т. 1 (Советский театр. Документы и материалы). — С. 89.
  • Файер Ю. Ф. О себе, о музыке, о балете. — издание второе. — М.: Советский композитор, 1974. — С. 274. — 570 с.