Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Пероз

Пероз (Фируз) I (пехл. ????????????????????) — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 459483/484 годах. Из династии Сасанидов. Сын Йездигерда II и Денак.

Борьба за престол и первые годы правления

Вступил на престол, победив с помощью эфталитов своего брата Ормизда III. Когда Пероз занял трон Ирана, он всё ещё был очень юн. Между тем обстановка в стране и на её границах была очень сложной. Семь лет подряд страну постигала сильнейшая засуха, следствием чего были голод и всеобщее разорение населения. Однако, кто бы ни управлял страной от имени юного царя, делалось это разумно. Правительство сумело организовать ряд контрмер — налоговые льготы, раздачи продовольствия из государственных амбаров и т. д. Так как многие города за годы бедствия пришли в запустение, покинутые жителями, по прошествии голода была начата программа восстановления старых и строительства трёх новых городов. Денег катастрофически не хватало, приходилось то и дело просить взаймы у западного соседа — императора Византии.

Преследование христиан

Что касается преследований христиан, то сведения здесь противоречивы. Армянский историк Себеос, например, писал: «В правление персидского царя Пероза прекратились всякое благоустройство, порядок и (терпимость) к христианскому учению, и такие притеснения, опасности, гонения и ненависть постигли вельмож наших, что они (решились) сбросить с себя иго рабства». Однако Евагрий и Прокопий считали, что, в отличие от отца и деда, Пероз христиан не притеснял, скорее даже наоборот, оказывал доверие. Так, шах поручил епископу Нисибина Бар Сауме надзор за пограничными войсками и участие в комиссии по демаркации ирано-византийской границы. Навряд такое было бы возможным, если бы шах испытывал ко всем христианам чувство вражды.

Война с северными и восточными кочевниками

Между тем шла тяжелая война с кочевниками, орды которых чуть ли не каждый год совершали нападения на восточные и северные пределы державы Сасанидов. Через кавказские перевалы и через Дербентские ворота то и дело прорывались гуннские племена сарагуров и акациров. На восточном побережье Каспия продолжалась война с кидаритами. В 468 году повзрослевший Пероз окончательно решил «кидаритский вопрос» — осадил и взял их столицу (ныне — Ер-Курган в Каршинском оазисе Узбекистана). Остатки кидаритов были покорены эфталитами, которые с этого времени стали иметь общую границу с Ираном. Это был ещё более грозный и опасный враг. В середине V века держава эфталитов находилась в зените своего могущества — их владения простирались от Хотана до Амударьи, включая в себя всю Среднюю Азию.

Война с кочевниками была очень трудной. Подробности её нам почти неизвестны. Согласно одной из легенд, Пероз на 11 году правления во главе сильной армии выступил против царя эфталитов Ахшунвара. Избегая открытого сражения, тот постарался заманить персов в ловушку — армия эфталитов стала отступать по длинной горной дороге, которая заканчивалась тупиком. Когда же персы углубились в горы, эфталиты неожиданно напали на них с фронта и тыла. Прокопий Кесарийский рассказывает, что правитель эфталитов готов был пощадить шахиншаха и его войско, если они признают его главенство и склонятся перед ним:

«Царь эфталитов, послав к Перозу некоторых из своих людей, тяжко порицал его за неразумную храбрость, которая чуть бессмысленно не погубила его самого и весь персидский народ, но при этом заявил, что гунны пощадят их всех, если Пероз соизволит упасть перед ним ниц как перед своим владыкой и поклясться ему по древним отеческим обычаям, что никогда больше персы не пойдут войной на племя эфталитов. Услышав это, Пероз стал совещаться с сопровождавшими его магами, спросив их, следует ли ему выполнить то, что требуют враги. Маги ответили ему, что в отношении клятв пусть он поступает, как ему угодно, что же касается второго требования, пусть он искусно обманет врага. Ибо есть у персов обычай каждый день приветствовать восход солнца земным поклоном. Поэтому для встречи с царём эфталитов нужно точно уловить момент начала дня и, повернувшись к восходящему солнцу, упасть ниц. Таким образом он может избежать грядущего позора от такого поступка. Пероз дал клятвы относительно мира, приветствовал врага согласно наставлению магов и, сохранив в целости мидийское войско, довольный, возвратился домой».

Чтобы избежать полного разгрома, Пероз согласился на предложенные Ахшунваром тяжелые условия мира: отдал город Талакан в Бактрии и пошёл на другие территориальные уступки. Кроме того, в качестве выкупа, по сообщению Иешу Стилита, шах должен был отдать 30 мулов, навьюченных деньгами (видимо, золотыми, ибо набрать тридцать вьюков серебра для царя не представляло бы особой трудности). Собрать сразу такую огромную сумму Пероз не смог. Он отдал 20 мешков, а в счёт остальных 10 отправил к эфталитам заложником своего сына Кавада. Возвратившись, шах обложил подушной податью всё государство и с немалым трудом через два года выкупил сына.

Сирийский историк Иешу Стилит сообщает ещё об одном неудачном походе Пероза, после которого шаха якобы выручил восточноримский император Зенон, дав персам золото для уплаты нового выкупа.

Пероз налаживал отношения с Китаем, направляя туда ценные подарки (например, однажды он послал туда дрессированного слона).

Восстания в Армении, Грузии и Албании

Налоги, собираемые на оказавшиеся неудачными войны, и гибель населения (в первую очередь мужчин) привели к тому, что страна была разорена. В последние годы царствования Пероза, который ущемлял права местной знати, армяне и картлийцы подняли мятеж против центральной власти. В 482 году в крепости Двин восставшие армяне объявили Саака Багратуни танутэром, а Вахана Мамиконяна — спарапетом Армении. Во главе мятежников Иберии и Кавказской Албании стоял царь Вахтанг Горгасали. И хотя в том же году Саак погиб, восстание продолжалось ещё несколько лет, затихнув лишь при Балаше.

Последний поход Пероза

Византийский писатель Приск Панийский рассказывает историю, будто Пероз нанёс царю эфталитов (Приск называет их гуннами-кидаритами) оскорбление — пообещал выдать за него замуж свою сестру, но отослал вместо неё другую женщину. Когда же та, спустя некоторое время, призналась в подмене, царь Кунха похвалил её за смелость и правду, оставил своей женой, а Перозу решил отомстить. Он потребовал от Пероза предоставить ему персидских военачальников, якобы для управления его армией в войне с другими народами, а когда к нему прибыло 300 знатнейших персов, он приказал одних казнить, других изуродовал и отослал обратно к Перозу.

Вследствие этого в 483 году война возобновилась. Согласно преданию, чтобы не нарушать данной эфталитам клятвы не переступать обозначенного рубежа, он, выступая из Гургана, приказал снять пограничный камень (в некоторых вариантах — целую пограничную башню, сооружённую при Бахраме V) и тащить его перед собой запряжёнными слонами. Армянский хронист Лазарь Парпеци писал, что персидские солдаты боялись эфталитов, которыми не раз бывали биты. Кроме того, перейдя границу, шах нарушил договор, то есть совершил тяжёлый по меркам зороастризма грех, — это тоже не лучшим образом отражалось на настроениях армии: «Собрав всех ариев и анариев (то есть иранцев и неиранцев), он выступил в поход. Но войско его шло скорее подобно преступникам на казнь, чем как воители в битву».

Эфталиты совершенно справедливо восприняли нашествие Пероза как преступление и горели желанием разбить врага. Их царь привязал к древку знамени мешочек с солью, над которой в своё время принёс клятву шаханшах. Прокопий пишет, что эфталиты применили военную хитрость — выкопали перед своим войском глубокий и широкий ров и замаскировали его. При приближении персов эфталиты начали притворно отступать, заманивая врага на ров. Ринувшаяся в атаку персидская конница, во главе с царём, попала туда и была уничтожена. Сам Пероз погиб вместе со многими своими сыновьями, их тела так и не нашли.

Слова Прокопия подтверждает Агафий Миринейский:

«…Пероз, муж безрассудно смелый и воинственный и к тому же тогда исполненный горделивыми мыслями. Суждениями осмотрительными и осторожными он отнюдь не обладал, но больше было в нём заносчивости, чем благоразумия. Он погиб в походе против эфталитов не столько, полагаю, вследствие силы врагов, сколько вследствие собственного безрассудства. Когда ему подобало осторожно продвигаться по неприятельской стране, предвидя скрытые засады и заранее остерегаясь их, он, пренебрегая этим, быстро попал в засаду, в ямы и рвы, которые были вырыты на равнине на огромном пространстве и предназначены для засады, и бесславно окончил свою жизнь на двадцать четвертом году царствования, побеждённый гуннами (ибо эфталиты — гуннское племя)».

Иран временно потерял многие восточные земли, в том числе город Мерв, и долго выплачивал дань. «С тех пор у персов существует закон, запрещающий вести на чужой земле стремительное преследование врага, даже если тот бежит от них изо всех сил».

Данные о продолжительности правления Пероза разнятся в источниках от 17 и до 29 лет.