Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




22.04.2021


22.04.2021


22.04.2021


22.04.2021


22.04.2021





Яндекс.Метрика





Харьковский государственный академический украинский драматический театр имени Т. Шевченко

26.02.2021

Харьковский государственный академический украинский драматический театр имени Т. Шевченко (укр. Харківський академічний український драматичний театр імені Тараса Шевченка) — академический театр в Харькове.

История

Создан в 1934 году на базе разгромленного «Березиля». В 1935 году театру присвоено имя Тараса Григорьевича Шевченко. В 1947 году театру был присвоен статус «академического».

Ориентация на соцреалистические позиции, преобладание в репертуаре русской советской драматургии, копирование театра им. И. Франко, выдвижение А. Корнейчука главой украинских драматургов, ограничения западноевропейского репертуара классикой XIX века характеризуют ведущую линию новообразованного театра. Приказом Народного комиссариата образования в октябре 1933 театр (ещё тогда «Березиль») возглавил М. Крушельницкий (1933 — 52), впоследствии воспитанник Московского художественного академического театра Б. Норд (1952—57), далее А. Сердюк (1957 — 62), которого сменил В. Крайниченко. После смерти последнего (1964) театр постепенно сошел на репертуар современной соцреалистической драматургии, бытовой классики и на участившиеся гастроли российских режиссёров школы К. Станиславского.

Из послевоенных выпускников Харьковского института искусств работал режиссёром Г. Кононенко (1965—69), из московской школы В. Оглоблин (1967—1971), впоследствии Б. Мешкис (1971 — 74), А. Литко и другие. Заметными спектаклями послевоенного времени были: «Не называя фамилий» В. Минка, «Призраки» Г. Ибсена, «Гамлет» В. Шекспира, «Плянета Спераниа» А. Коломийца, «Перекоп» И. Кавалеридзе, «Патетична соната» М. Кулиша (1972), «705 дней до Нюрнберга» (1986), «Сьома свіча» («Полёты с ангелом», 1997), «Набережная Круазетт» (1994) и «Клип» (1995) по пьесам драматурга Зиновия Сагалова. поставленные режиссёром Александром Беляцким. В 2002—2005 годах художественным руководителем и генеральным директором театра был Андрей Жолдак. Спектаклями А. Жолдака «Гамлет. Сны», «Один день Ивана Денисовича», «Месяц любви», «Четыре с половиной», «Гольдони. Венеция» театр успешно представлял Украину на крупнейших международных фестивалях в семнадцати европейских странах. В 2004 году за спектакли «Месяц любви» и «Гольдони. Венеция» Андрей Жолдак был удостоен Премии ЮНЕСКО , а труппа театра вошла в десятку лучших трупп Европы. Спектакль А. Жолдака «Ромео и Джульетта» был запрещен на Украине, премьера этого спектакля состоялась в Берлине в ноябре 2005 года.

Во время своего руководства Андрей Жолдак в память о выдающемся режиссёре Лесе Курбасе пытался вернуть театру его прежнее название «Березиль».

Декораторами театра работали: В. Меллер, В. Греченко, Д. Власюк, Г. Батий, А. Костюченко, В. Кравец, Т. Медвидь и др.

В актёрский состав, кроме старых «березильцев» (А. Бучма, Д. Антонович, И. Марьяненко, Л. Дубовик, Е. Бондаренко, Н. Ужвий, С. Федорцева, В. Чистякова), входили: Л. Криницкий, В. Герасимова, Н. Лихо; выпускники Харьковского института искусств и студии: Р. Колосова, С. Чибисова, Л. Попова, А. Свистунов, Л. Быков, А. Литко, В. Шестопалов, В. Маляр, А . Дзвонарчук, В. Ивченко, Л. Тарабаринов и др.