Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Беспорядки в Албании (1997)

Беспорядки в Албании происходили в январе-марте 1997 года. Важным следствием этих событий стало разграбление военных складов и расхищение стрелкового оружия, часть которого оказалась в руках албанских повстанцев в Косове.

Протесты

После краха в январе 1997 года сети финансовых пирамид Албания столкнулась с самым серьёзным кризисом за посткоммунистический период. От действий банков пострадало свыше 300 тысяч человек. Население потеряло от 1,5 до 2 млрд $. Первые протесты начались в тот же день, когда было объявлено о банкротстве «финансовых пирамид». Начиная с 15 января в городах Тирана, Люшня и Влёра происходили выступления обманутых вкладчиков, требовавших от правительства вернуть свои сбережения. Однако правительство отказалось компенсировать потери населения, ограничившись запретом деятельности «пирамид».

Восстание

В конце февраля началось восстание на юге страны, в городах Влёра и Саранда, где население захватило оружие с армейских складов. Отставка правительства, объявленная 1 марта, и введение в стране чрезвычайного положения не смогли остановить восстание. 2 марта парламент объявил в стране чрезвычайное положение. Сали Бериша отдал войскам приказ занять мятежные города, но те отказались открывать огонь и частично перешли на сторону народа. Восставшие стали беспрепятственно захватывать все южные города и к середине марта находились на подступах к Тиране. Началась эвакуация дипломатических представительств (операции «Стрекоза» и «Серебряная прорубь»). Новая волна беженцев хлынула в Грецию и Италию. Дальнейшее расширение восстания было приостановлено только после того, как власти взломали армейские склады в Тиране, Дурресе и Кавае и раздали оружие своим сторонникам в центре и на севере Албании.

Урегулирование конфликта

В конце марта правительство Албании обратилось к западноевропейским державам с просьбой о военной интервенции с целью предотвращения гражданской войны. 28 марта Совет Безопасности ООН принял решение о направлении в Албанию 7-тысячного контингента многонациональных сил ООН под руководством Италии для обеспечения охраны при проведении гуманитарных операций по распределению продовольствия. Иностранные военнослужащие размещались во всех крупных портовых городах и в международном аэропорту вблизи Тираны. Многонациональные силы оставались в Албании до 14 августа 1997. За три месяца противостояния в стране было убито 1,5 тыс. человек, ещё 3,5 тыс. получили ранения.

Последствия

11 марта 1997 года президент Сали Бериша отправил в отставку главу правительства Александера Мекси. Его сменил представитель Социалистической партии Башким Фино. На парламентских выборах в июне Соцпартия одержала победу, президентом был избран Реджеп Мейдани, правительство возглавил Фатос Нано. Таким образом, беспорядки 1997 года фактически привели к смене власти в Албании.

В результате этих беспорядков были разграблены армейские склады, на которых хранились огромные запасы оружия, накопленные за всё время существования коммунистического режима, и похищено до 610 тысяч единиц стрелкового оружия. Большая часть этого оружия оказалось в руках албанских повстанцев в Косове.

Причастность иностранных спецслужб

С самого начала беспорядков в Албании возникла версия о хорошо спланированной акции. Итальянское информационное агентство АПСА отмечало:«Совершенно очевидно, что за внешним хаосом, в который, казалось бы, погружена страна, вырисовываются контуры тайного сценария. Кто-то явно управляет мятежом, который с первого взгляда можно принять за стихийный бунт».

В пользу тайного сценария говорят многие факты. Переход под контроль мятежников всё новых городов происходил по одной и той же схеме: повстанцы практически без сопротивления овладевали военными объектами и складами с оружием и боеприпасами. Части регулярной армии без единого выстрела оставляли мятежный населённый пункт. После этого создавался местный комитет, во главе которого, как правило, становились бывшие офицеры албанской армии, уволенные из неё примерно полгода назад в ходе реформы вооружённых сил.

По версии информированной газеты деловых кругов Италии «Соле-24 оре» восстание не случайно произошло на юге страны. Проживающее здесь греческое этническое меньшинство всегда опасалось за свою безопасность и искало защиты у соседней Греции. Кроме того, в Афинах нашёл убежище генерал Кичо Мустаки, занимавший пост министра обороны Албании до 1991 года. Так как Мустаки родом из южноалбанского клана Энвера Ходжи, потерявшего власть над Албанией после свержения коммунистического режима, «Соле-24 оре» предположила, что мятеж направлен против Сали Бериши — некогда привилегированного врача Ходжи, ставшего в 1990 противником коммунистов.

Предположения итальянских СМИ впоследствии подтвердили официальные лица Албании.

23 марта 1997 года Сали Бериша на вопрос газеты La Repubblica о том, не предполагает ли он, что к событиям в Албании причастны какие-либо иностранные спецслужбы, ответил следующим образом:«Не могу умолчать и о том, что сценарий мятежа, который постепенно распространяется по стране, — это не албанский сценарий. В нашу политику всегда вмешивались. Я прекрасно знаю, кто всё это организовал».

Заявление президента страны подтвердил и бывший глава албанской секретной полиции Башким Газидеде, смещённый с этого поста после начала массовых беспорядков. В ходе встречи с группой депутатов албанского парламента от правящей Демократической партии Газидеде заявил, что к организации мятежа на юге Албании причастен Джордж Тенет, новый директор ЦРУ. Заявление Газидеде было растиражировано ведущими итальянскими газетами. По утверждениям экс-главы албанской спецслужбы, мятеж на юге Албании был организован «греко-православным лобби», пользующимся значительным влиянием в США. О «поддержке коммунистического мятежа из Греции» говорил и лидер Республиканской партии Албании Сабри Годо.

К организации мятежа, по версии Газидеде, причастен и Тенет, занимавший в последнее время пост заместителя директора ЦРУ. Тенет, сообщил Газидеде, сам является выходцем из южной Албании. Согласно данным бывшего начальника албанской спецслужбы, отец Тенета родился в городке Химара, примерно в 40 километрах к юго-востоку от Влёры, ставшего центром восстания, и в молодом возрасте эмигрировал в Грецию. По сведениям Газидеде, в последнее время Тенет, по крайней мере, четырежды побывал в Албании. Он заявил, что располагает документами, подтверждающими все его слова.

Косвенное подтверждение тому, что восстание на юге Албании имеет «греческий след», дал Антонис Самарас, назначенный министром культуры Греции в 2009 году. В интервью греческой радиостанции Самарас заявил, что «Македония скоро развалится и перестанет существовать как единый субъект международных отношений».. При этом Самарас считает, что Греции не нужно опасаться создания Великой Албании и Великой Болгарии. По оценке РИА «Новый Регион», фактически министр культуры Греции, а, возможно, и всё нынешнее правительство Греции считает, что наличие Македонии представляет для Греции большую угрозу, чем зарождающаяся «Великая Албания».