Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Идрица

Идрица — посёлок городского типа (с 1938) в Псковской области России, административный центр муниципального образования городское поселение Идрица.

Расположен на реке Идрянка (приток реки Великой), вблизи федеральной трассы М9 «Балтия». Железнодорожная станция на линии Москва — Рига в 113 км к западу от города Великие Луки.

Численность жителей посёлка: 5242 человек в 2010 году и 4856 человек в 2013 году.

История

Возникновение городского поселения

В XVI веке на территории посёлка городского типа существовало поселение — Выдрица, названное по наименованию реки, которая в средние века называлась Выдрица, Выдрянка, а впоследствии — Идрянка. Посёлок возник в связи со строительством Московско-Виндавской линии обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в конце XIX века и открытием в 1899 году железнодорожной станции Идрица.

В годы Первой мировой войны через станцию Идрица прошла имевшая тогда важное военное значение рокадная железная дорога Псков — Полоцк, в результате чего станция превратилась в железнодорожный узел стратегического значения. Это способствовало росту пристанционного посёлка.

Становление городского поселения

До Октябрьской революции посёлок городского типа Идрица входил в состав Непоротовской волости Себежского уезда Витебской губернии. Во время гражданской войны в России посёлок всё время оставался в руках сторонников Советской власти — исключением стали события мая 1919 года, когда возникшая в Непоротовской волости крупная (более 200 человек) банда «зелёных», возглавляемая Тарасом Сергученко, 27 мая захватила посёлок и станцию, ограбив станционную кассу. Прибывшие 28 мая из Новосокольников войска подавили восстание; Тарас был арестован, но его братья Семён и Иван, совершив налёт на гауптвахту, освободили его и увели в Латвию (позднее банда братьев Сергученко совершала набеги на территорию Себежского уезда вплоть до августа 1926 года, когда была разгромлена).

В 1920 году Непоротовская волость после укрупнения получила название Володарской волости. 15 февраля 1923 года в соответствии с декретом Президиума ВЦИК волость вновь укрупнили, а её центр из села Кицково перенесли на станцию Идрица. 24 марта 1924 года декретом ВЦИК Витебская губерния была упразднена (её большая часть передавалась Белорусской ССР), а Идрица вместе со всем Себежским уездом отошла к Псковской губернии.

В соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 1 августа 1927 года, по которому в рамках проводимой в СССР административно-территориальной реформы (предусматривавшей ликвидацию деления на губернии и уезды) была образована Ленинградская область, посёлок Идрица вошёл в состав Великолукского округа этой области и стал административным центром новообразованного Идрицкого района (образован из Володарской, Луначарской и части Ленинской волостей Себежского уезда). Постановлением Президиума ВЦИК от 3 июня 1929 года Идрица и Идрицкий район вместе со всем Великолукским округом передавались в состав Западной области с центром в Смоленске (23 июля 1930 года Постановлением ВЦИК и СНК СССР Великолукский округ был упразднён).

Посёлок рос, первым промышленным предприятием в Идрице стал построенный в 1928 году кирпичный завод. Позднее появились льнозавод, автобаза, строительная организация.

Новое постановление Президиума ВЦИК от 1 января 1932 года упраздняло и Идрицкий район (Идрица отошла сначала к Пустошкинскому, а несколько позже — к Себежскому району). Постановлением Президиума ВЦИК от 29 января 1935 года вся территория бывшего Великолукского округа, включая Себежский район и Идрицу, передавалась в состав новообразованной Калининской области, причём 5 февраля того же года Великолукский округ был — уже в составе Калининской области — восстановлен, но вновь упразднён 4 мая 1938 года. Теперь Идрица и Идрицкий район (вновь образованный Постановлением Президиума ВЦИК от 1 июня 1936 года) были включены в состав Опочецкого пограничного округа Калининской области (последний был, впрочем, упразднён Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1941 года).

В 1936 году начальная школа (открытая в 1918 году при железнодорожной станции) стала средней общеобразовательной. В 1937 году в Идрице открылось педагогическое училище. Развитию посёлка особенно способствовало строительство военного городка (в предвоенные годы — второго по величине в стране); в посёлке расположился аэродром и базировались два авиаполка.

В 1938 году посёлок Идрица получил статус посёлка городского типа.

Годы Великой Отечественной войны

В первый же день Великой Отечественной войны в Идрице началась мобилизация. Линия фронта приближалась к посёлку быстро; уже начиная с 29 июня железнодорожная станция Идрица подвергалась интенсивным налётам немецко-фашистской авиации. Посёлок был оккупирован немецко-фашистскими войсками 15 июля 1941 года.

В нелёгкое время оккупации на территории посёлка действовал концентрационный лагерь. Население оказывало гитлеровским захватчикам сопротивление: в окрестностях Идрицы действовало несколько партизанских отрядов.

В 1942-43 годах на территории Идрицкого района Калининской области под патронажем немецких спецслужб существовала Республика Россоно. Её лидеры – эсеры Либих (латыш Либик) и Грязнов, анархист Мартыновский (командир "Ягд-команды Мартыновского" - псевдопартизанского отряда) – провозглашали простую идеологию: за русский социализм без нацистов и сталинистов. Главной задачей "республиканского правительства" были провокации против немцев с целью выявления коммунистов и сочувствующих. В конце 1943-го Россоно вместе с почти всем её населением была уничтожена латышскими и украинскими карателями, а Мартыновский с "ягд-командой" продолжил своё чёрное дело в Белоруссии и Польше. Пока значительная часть документов в российских архивах – в первую очередь в Минобороны и ФСБ – закрыта, приходится по крупицам собирать информацию о самых неоднозначных событиях отечественной истории. В числе таких событий – коллаборационизм во время Великой Отечественной войны и особенно – проявление в этот период в теории и на практике т.н. «третьего пути», политических новообразований на оккупированных территориях, отвергавших как оккупационную власть немцев, так и не признававших сталинскую власть. Ожесточённый характер боёв, развернувшихся в районе Идрицы в 1944 году, определили наличие крупного транспортного узла и мощная оборонительная линия "Пантера" (часть "Восточного Вала").

Освобождён посёлок Идрица от фашистов 12 июля 1944 года войсками 79-го стрелкового корпуса полковника С. Н. Перевёрткина, действовавшего в составе 3-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта, в ходе Режицко-Двинской наступательной операции. В тот же день войскам, обеспечившим прорыв обороны противника северо-западнее и западнее Новосокольников и освобождение Идрицы, приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность, а в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Приказом Верховного Главнокомандующего № 207 от 23 июля 1944 года почётное наименование Идрицких было присвоено: 150-й, 171-й, 219-й стрелковым дивизиям (в совокупности составлявшим 79-й стрелковый корпус), 29-й отдельной гвардейской танковой бригаде, 227-му отдельному танковому полку, 991-му самоходному артиллерийскому полку, 1539-му тяжёлому самоходному артиллерийскому полку, 1385-му зенитному артиллерийскому полку.

1 мая 1945 года знамя 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицко-Берлинской дивизии генерал-майора В. М. Шатилова (Знамя Победы) было водружено в Берлине на крыше рейхстага. В написанной после войны книге В. М. Шатилова «Знамя над рейхстагом» был подробно описан боевой путь 150-й дивизии.

Во время Великой Отечественной войны участок Псков — Идрица — Полок железной дороги был разрушен и до сих пор не восстановлен. Станция Идрица утратила статус узловой.

Послевоенные годы

22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Великолукская область, в состав которой вошли Идрица и Идрицкий район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 октября 1957 года эта область была упразднена, а Идрица и Идрицкий район отошли к Псковской области. Наконец, новым указом от 3 октября 1959 года Президиум Верховного Совета РСФСР упразднил Идрицкий район; его территория, включая Идрицу, отошла к Себежскому району.

После окончания войны развернулись работы по восстановлению сильно пострадавшего посёлка. С 1950-х годов он интенсивно застраивался невысокими каменными и деревянными домами (одно- и двухэтажными); посёлок разрастался и благоустраивался. С 1962 года на территории посёлка размещается исправительная колония строгого режима.

Происшедшие на рубеже 1980—1990-х гг. в жизни страны кардинальные изменения негативно отразились на развитии Идрицы. Темпы жилищного строительства замедлился, ряд градообразующих предприятий был закрыт (кирпичный завод, маслозавод, мебельный комбинат), началось сокращение численности населения.

В настоящее время территория пгт включает в себя бывшие деревни: Идрия (старинные названия: Вырино, Выдрия, Выдро), Люлино, Старо-Козлово, Верхний Мост, Чайки,Лужки,Ковалёво.

Население

Экономика

В пгт расположены колония-поселение, колония строгого режима, в состав которой входит завод высоковольтной аппаратуры, находящийся в плачевном состоянии. Деревообрабатывающий завод разрушен. Льнообрабатывающий завод не работает. Кирпичный завод разрушен до основания. Маслосыродельный завод не работает. Многие предприятия пережившие 90-е годы не пережили 2000-е и развалились.

Идрица и её окрестности с экологически чистой природой и привлекательными ландшафтами обладают значительным рекреационным потенциалом. На окружающих пгт холмах ледникового происхождения раскинулись разнообразные леса: сосняки, березняки, ельники, которые активно выпиливаются и вывозятся за границу.

Транспорт

В городском поселении находится транспортно-пересадочный узел «Идрица», выполняющий функции автобусного и железнодорожного вокзалов. В настоящее время осуществляется ежедневное автобусное сообщение с крупными городами Псковской области и Санкт-Петербургом. С 11 декабря 2017 года по железнодорожной станции Идрица предусмотрена остановка поездов «Москва — Рига — Москва». С 16 марта 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции движение единственного поезда было прекращено по инициативе латвийской стороны, так как поезд № 1/2 «Latvijas Ekspresis» принадлежал частному латвийскому перевозчику.

Достопримечательности

  • Памятник Воину-освободителю (воссоздан в 2010 году после разрушения в 2007 году; архитектор Е. Северов; скульпторы В. Коваленко, А. Новиков); считается скульптурным символом Идрицы и визитной карточкой городского поселения «Идрица».
  • Памятник-бюст Герою Советского Союза Е. В. Михайлову (лётчик, повторивший 17 марта 1944 года подвиг Гастелло и направивший свой «Ла-5» в стоявший на станции Идрица состав из цистерн с горючим, после чего были уничтожены несколько вражеских эшелонов); установлен на привокзальной площади, носящей его имя (1955 г.; скульптор Мотовилов Г. И., архитектор Поляков Л. М.).
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Строительные работы велись с 1996 года.
  • Озёра: Люлинское, Островенское, Белое.
  • На северном въезде в Идрицу возведён памятник (распятие) погибшим во время Великой Отечественной войны в концлагере, располагавшемся на территории пгт.

В Идрице родились

  • Шувалов, Андрей Михайлович (1965) — спортсмен, 3-х кратный бронзовый призёр Олимпийских игр (1988 и 1992), 3-х кратный чемпион мира по фехтованию (шпага).